Американский Научный Журнал СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ ИЛИ ЭФФЕКТ БААДЕРА-МАЙНХОФ?

Статья обращена к проблеме акаузальных семантических совпадений, впервые выделенной К.Г. Юнгом. Конкретный вопрос, впервые рассматриваемый в этой связи, таков: составляет явление синхронистичности объективную реальность или оно представляет собой «иллюзию частотности» («эффект Баадера-Майнхоф»). Осуществленный структурный анализ синхронистических явлений и эффекта Баадера-Майнхоф позволил сделать вывод о том, что они имеют принципиально разную природу, а синхронистичность объективна по своему характеру. С этих позиций определяются новые направления философского осмысления мира человеком. Скачать в формате PDF
30 American Scientific Journal № ( 33 ) / 20 20
ФИЛОЛОГИЧЕСК ИЕ НАУКИ

УДК 101; 159.9.01

СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ ИЛ И ЭФФЕКТ БААДЕРА -МАЙ НХОФ? 1

Берестнев Г.И., Бойко Л.Б., Дронова А.Л.

Аннотация . Статья обращена к проблеме акаузальных семантических совпадений, впервые
выделенной К.Г. Юнгом. Конкретный вопрос, впервые рас сматриваемый в этой связи, таков: составляет
явление синхронистичности объективную реальность или оно представляет собой «иллюзию частотности»
(«эффект Баадера -Майнхоф»). Осуществленный структурный анализ синхронистических явлений и
эффекта Баадера -Майнхоф позволил сделать вывод о том, что они имеют принципиально разную природу,
а синхронистичность объективна по своему характеру. С этих позиций определяются новые направления
философского осмысления мира человеком.
Ключевые слова : бессознательное, синхронист ичность, Баадера -Майнхоф эффект, когниция,
иллюзия частотности, философское знание, научная парадигма

В лекциях о психоанализе, прочитанных в
1915 -1917 гг., З. Фрейд впервые открыто выразил
мысль, которая выходила далеко за рамки ег о
непосредственных коммуникативных интенций.
Он заявил о том, что человечеству открывается
новое миропонимание, основу которого составляет
его психоаналитическая теория, выстраивающаяся
вокруг категории бессознательного [см. Фрейд
1989: 181]. Тем самым кат егория бессознательного
надежно вводилась в научный оборот.
Следующий шаг в определении
парадигмальных установок нового миропонимания
сделал Карл Густав Юнг. В 1913 г. он порвал с
Фрейдом, отказавшись от его сексуальной теории,
и уже к 1916 г. выдвинул тезис о существовании
таких сфер бессознательного в человеческо й
психике, которые имеют надындивидуальный,
коллективный характер. С провозглашением этого
тезиса новая эра в интеллектуальной истории
человечества уже обрела относительно
законченные очертания.
Практически в это же время Людвиг
Витгенштейн в своем «Логи ко-философском
трактате» сформулировал полностью
революционный для науки того времени и
буквально ломающий традиционное научное
мировоззрение вывод о существовании некой
иррациональной «Иной Действительности»,
автономной по отношению к человеку, но
способн ой к независимому содержательному
самопроявлению. «В самом деле, – писал он, –
существует Невысказываемое. Оно показывает
себя, это – мистическое» [Витгенштейн 1994: 72].
Принятие этой концепции, по сути, ввело в сферу
1 Работа выполнена при поддержке РФФИ – грант № 19 -012 -00030 «Акаузальные семантические
совпадения с точки зрения когнитивной лингвистики». 2 Концепции «Логико -филосфского трактата» вызвали большой интерес у участников Венкского кружка,
которые совместно изучали его на протяжении 1926 -1927 академического года. А летом 1927 г. члены
кружка лично встретились с Л. Витгенштейном. Во время этой встречи обознач ились различия в
понимании сути «Логико -философского трактата». Члены Венского кружка стояли на позициях
позитивизма и соответствующим образом трактовали работу Л. Витгенштейна; он же, со своей стороны,
считал эту позицию превратной и настаивал на понимани и ее с учетом выявленных им установок
мистицизма.
научного обращения нового объекта –
«мистического», которое, по мнению Л.
Витгенштейна, может постигаться с учетом новых
парадигмальных установок и прежде всего – на
основе языка образов 2.
В этих условиях К.Г. Юнг и определил как
объект науки о человеке явление
синхронистичности. Объясняя его сущность, Юнг
писал: «Я выбрал этот термин потому, что главным
критерием мне представлялось одновременное
возникновение двух событий, связанных не
причинно, а по смыслу. Поэтому я использую
общую концепцию синхронистичности в особом
смысле совпадения во в ремени двух или более
причинно не связанных между собой событий,
которые имеют одно и то же или сходное значение.
Эту концепцию не следует путать с
“синхронностью”, которая просто означает
одновременность протекания двух событий» [Юнг
1997: 217 -218]. В кач естве одного из примеров,
иллюстрирующих такие совпадения, Юнг привел
случай, когда во время беседы с пациенткой,
рассказывавшей ему о своем сновидении и
собственно о подаренном ей во сне золотом
скарабее, в комнату залетел скарабеевидный жук,
или хрущ обы кновенный (Cetonia aurata). Его
желто -зеленая окраска напоминала цвет золотого
скарабея [Юнг 1997: 186 -187] .
Однако категориальные границы
синхронистичности у Юнга имеют размытый
характер. Во -первых, в рамках этого явления он
рассматривал полностью совпад ающие во времени
совокупности событий, вероятность появления
которых по отдельности в принципе возможна, но

American Scientific Journal № ( 33) / 20 20 31

реальная одновременность их крайне мала. Таков, в
частности, приведенный Юнгом пример с птицами.
Жена одного из его пациентов рассказала, что в
моме нты смерти ее бабушки и матери за окном
комнаты собралось множество птиц. Позже, в
момент смерти ее мужа стая птиц также села на
крышу их дома.
Во -вторых, синхронистичными Юнг считал и
такие случаи, при которых событие, происходящее
в объективном мире, те мпорально совпадает с
содержательно подобным ему психическим
состоянием человека. Примером такого рода
служит сновидение одного знакомого Юнга. Он
увидел во сне во всех подробностях внезапную
смерть друга. На следующий день пришла
телеграмма, сообщающая, ч то друг действительно
умер. Однако еще позже выяснилось, что смерть
наступила по крайней мере за час до сновидения.
«Сновидение не было синхронно смерти», –
специально подчеркнул это обстоятельство Юнг.
Иными словами, у явления синхронистичности на
самом д еле не вполне абсолютным является и
категориальный признак «темпоральное
совпадение».
В-третьих, при совпадении психического
состояния человека и объективных событий могут
иметь место и некоторые содержательные
расхождения. В качестве примера такого рода сам
Юнг приводит один из снов Дж.У. Дана
(J.W.Dunne) 3 . Ему приснилось, что он стоит на
краю вулканического кратера на каком -то острове,
которому угрожает катастрофическое извержение.
При этом Данн понимал, что погибнуть могут
четыре тысячи жителей острова . Во сне он
предпринимал возможные меры для спасения этих
людей, и все время у него в голове звучала мысль:
«Четыре тысячи человек погибнут, если…» Спустя
несколько дней он получил экземпляр газеты
«Дейли Телеграф», в которой было известие о том,
что на ос трове Мартиника в Вест -Индии
произошло извержение вулкана Мон -Пеле, в
результате которого погибли 40 000 человек. Число
погибших во сне Данна и число погибших в
действительности различалось порядком.
Наконец, с одной стороны, связанные
отношением синхронис тичности события могут
быть в целом подобными друг другу, но могут и
иметь вид символических параллелей. В этой связи
Юнг выдвигает предположение о действии некоего
принципа «архетипического символизма» [Юнг
3 Английский философ Джон Уильям Данн оставил
след в истории философии XX в. как создатель
многомерной модели времени. Исследовав
феномен пророческих сновидений, он пришел к
выводу о том, что существует нек ое четвертое
временнόе измерение и что человек во сне может
перемещаться в свое будущее. Своеобразные
1997: 215, 216]. Например, птицы рассматриваются
им как символические репрезентанты глубинной
(архетипической) мысли о душе и
синхронистически представляют смерть [см.
Бидерманн 1996: 215].
В ряду подобных синхронистических явлений
особо выделяются совпадения, которые имеют
событийный характер, репрезе нтируются в
объективной реальности и могут быть
засвидетельствованы многими внешними
наблюдателями. Таковы, в частности, народные
приметы, в которых между двумя событиями
имеется некая темпоральная дистанция, но тем
более значимой оказывается содержательна я связь
между ними. Яркий пример такого рода составляют
народные приметы о войне. Ср.:
• Перед войной бывает необычайно большой
урожай грибов (также яблок и огурцов). Два подряд
грибных года было перед нападением Германии на
Советский Союз, а ещё раньше — накануне русско -
японской войны. В старину говорили: «Много
грибов – много гробов».
• Перед войной рождается гораздо больше
мальчиков, чем девочек.
• Перед войной на небе наблюдают
многочисленные и длительные сполохи.
• Перед войной обычно бывает богатый
урожай хлеба, обильные укосы и т.д. (это, по
воспоминаниям очевидцев, наблюдалось и в 1941
г.).
• Паутина, затянувшая колодец, считалась
верным признаком близящихся лишений.
Аналогичный характер имеют и знамения,
которые отличаются от примет своей
несист емностью. Это относительно спонтанные
знаки будущего (обычно таким путем знаменуются
близящиеся беды и испытания), которые
открываются всему обществу как объективные
явления. Ср.:
• Знаком грядущей войны считается
появление большого количества насекомых,
грызунов и прочих вредителей. Так, перед войной
люди наблюдали очень большое количество белых
бабочек, саранчи, муравьев, крыс и мышей. Одна из
очевидиц рассказывала: «Перед войной в весну
появилось у нас (Смоленская область) очень много
майских жуков. Возле нашего дома росли три
березы, так они эти березы в одну ночь начисто
междисциплинарные установки Данна в которых
объединились фундаментальные идеи
психоанализа и теоретической физики, показывают
его как основателя философ ии времени в XX в.
Роль Дана в истории мировой интеллектуальной
мысли просматривается также в том, что на его
идеи опирался в своих рассказах Х.Л. Борхес.

32 American Scientific Journal № ( 33 ) / 20 20
объели, ни одного листочка не осталось. Так
старики говорили, что это к войне»* 4.
• Таким знаком считаются и «плачущие»
иконы. Накануне Великой Отечественной войны
иконы Богородицы в ряде храмов по всему
Советскому Союзу вдруг начали дружно
слезоточить. Старинное поверье гласит: «Плачет
Матерь Божия — это к слезам народным».
• Перед войной над поселениями, как над
кладбищами, тучами кружило воронье.
• Накануне войны на небе н аблюдалось
появление кроваво -красной Луны.
• Предзнаменованием войны считается и то,
что дрова оказываются везде отсыревшими, из -за
чего очень плохо растапливаются печи. Даже
спички плохо зажигаются.
• Замечено, что перед войной среди
молящихся в храмах станов ится особенно много
военных [Народные приметы…].
Объективный характер имеют и пророчества,
независимо от того, сделаны они индивидуально
или публично, вербальные они или акциональные.
Их объективность определяется внешней
представленностью – языковой или
деятельностной. Ср.:
• Старица Ольга предсказала многие
события. Как -то к ней пришел знакомый диакон с
детьми. Старица стала диакона укладывать в
постель. Достала простыню и укутала диакона с
головой. Вспомнили об этом эпизоде, когда через
несколько месяцев диакон умер... [Девятова 2009:
29].
Таким образом, целый ряд синхронистических
явлений, как их определял К.Г. Юнг, имеют
объективный характер, не обусловлены
психологическими установками воспринимающих
их лиц и не зависят от их веры или неверия.
Признание реальности таких совпадений
осложняется лишь возможной спонтанностью их
семиотического осуществления и в связи с этим –
сложностью установления связи между событием и
его семантикой, культурной ограниченностью
воспринимающего лица – его неосведомленностью
в содержании конкретных примет или знамений.
Наконец, признанию явлений синхронистичности
порой может мешать простой отказ признать
реальность таковых.
Однако существует и внешне обоснованная
критика юнговской концепции синхронистичности,
обусловленная стремлением уйти от свойственной
ей метафизики и подтвердить ее сколько -нибудь
надежными научными теориями. Группа явлений,
которые Юнг называл синхронисти чностью, с этих
позиций была определена как «эффект Баадера -
Майнхоф».
Сам этот термин имеет любопытную историю
и объясняет суть стоящей за ним концепции.
Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф были
известны в 1960 -1970 -х гг. прошлого века как
4 Звездочкой помечены примеры из корпуса примет
и знамений, собранного одним из авторов
настоящей ста тьи.
ультралевые террор исты, бывшие организаторами
уличных беспорядков в Европе. В 1995 г. один из
комментаторов на форуме St. Paul Pioneer Press
обратил внимание на то, что фамилии Баадера и
Майнхоф встретились ему несколько раз в
пределах суток, причем в разных источниках.
Под обные событийные «сгущения» вызвали в
обществе значительный интерес, на них стали
обращать особое внимание, именуя их по первому
случаю «эффектом Баадера -Майнхоф».
Примеры такого рода весьма разнообразны.
Так, они широко представлены в числовой сфере.
Оди н из авторов этой статьи, как -то взглянув на
часы на компьютере, увидел 11 -11 и отметил
абсолютное числовое совпадение в показаниях
часов и минут. Спустя некоторое время он вновь
посмотрел на часы и увидел 12 -21: совпадение
цифр опять наблюдалось, но оно и мело характер
зеркальной симметрии. Когда в следующий раз он
справился о времени, то увидел на экране цифры
13 -13 – совпадение имело характер симметрии
смещения. Совпадения варьировались, но они
действительно имели место, образуя некую
событийную серию.
Событийные серии подобного рода
воспринимались как нечто необычное, но весьма
важное, в результате чего ими заинтересовались и
ученые. Самую серьезную попытку их научного
объяснения предпринял в 2006 г. профессор
лингвистики Стэнфордского университета
Арнол ьд Цвики. По его мнению, сами такие
совпадения составляют когнитивный эффект,
названный им «иллюзией частотности» (frequency
illusion). В основе этого эффекта лежат две
когнитивные установки человека - селективное
внимание (selective attention) и предвзято сть
собственной точки зрения (confirmation bias).
Селективное внимание позволяет человеку
фокусироваться на определенных содержаниях и
пренебрегать остальной, в данное время
неактуальной для него информацией. Предвзятость
собственной точки зрения – это тен денция отдавать
предпочтение собственному взгляду на положение
дел, независимо от его истинности или ложности
[Zwicky 2006]. В целом иллюзия частотности
событий, по А. Цвики, возникает как результат
случайной фиксации человеком некоторого
события, внимания к повторным случаям его
восприятия с пренебрежением к другим
событийным условиям и внутренней
убежденности, что такая серийность событий
существует на самом деле.
В связи с этим актуальным остается вопрос:
синхронистичность – это все -таки реальное
совпад ение каузально не связанных между собой
событий или только когнитивный эффект,
обусловленный спецификой познавательной
деятельности человека?

American Scientific Journal № ( 33) / 20 20 33

Сравнительный структурный анализ
синхронистических событий и иллюзий
частотности позволяет ответить на этот вопро с с
достаточной долей определенности. В этом плане
должен быть проанализирован, прежде всего,
характер совпадающих событий – их
тождественность или репрезентативная
вариативность, темпоральные отношения между
ними и, наконец, роль субъективного
психологиче ского фактора в актах объединения
событий в серию.
Если обратиться к рассмотрению
семиотических характеристик совпадающих
событий, то в условиях синхронистичности они,
как отмечалось выше, могут варьироваться в плане
знаковой природы, референтной принадле жности
их языковых описаний, их грамматики. Так, в
приведенном Юнгом примере описание
сновидения, в котором фигурировал золотой
скарабей, входит в сихронистическое отношение с
реальным жуком, которого можно было наблюдать
в это же самое время (языковое опи сание объекта –
реальный объект). Царская династия Романовых
началась обрядом призвания на царство Михаила
Федоровича в Ипатьевском монастыре, а
закончилась расстрелом семьи Николая II в подвале
купца Ипатьева в Екатеринбурге (разные объекты
при сходстве и х языковой номинации). Согласно
легенде, Рим был основан братьями Ромулом и
Ремом. Впоследствии Ромул стал первым царем
Рима. Последним же правителем Западной Римской
империи был Ромул Августул (одно имя носят
разные лица).
Что же касается репрезентативно й природы
совпадающих явлений, определяющихся в рамках
эффекта Баадера -Майнхоф, то они практически
всегда тождественны друг другу в знаковом
отношении. Это могут быть определенные
события, названия фильма или песни,
словосочетания, образы и т.д. И речь на самом деле
должна идти буквально о серийном повторении
подобных явлений.
Неодинаковы и темпоральные отношения
между явлениями в условиях синхронистических
совпадений и эффекта Баадера -Майнхоф. В первом
случае эти отношения вариативны. Темпоральная
дистанци я между совпадающими событиями может
варьироваться от практического тождества до
некоторой вполне определенной дистанции. При
этом семиотическая модель события может
определяться практически в одно время с его
реальным осуществлением (в этом случае
варьиру ется масштаб «настоящего»), может
предварять его, но не может за ним следовать. Так,
в первом из приведенных ниже примеров слова
старицы о трагическом событии и само это событие
представлены так, как будто они произошли
примерно в одно и то же время. Во вт ором примере
предсказание войны (вербальное и акциональное) и
сама война отчетливо отстоят друг от друга во
времени. Ср.:
Был год, когда из -за жаркого и безводного лета
в Московской области горели леса и торфяники.
Старица Ольга Московская (в миру Мария
Ив ановна Ложкина, 1871 -1973) сказала в один из
дней этого лета: «Все солдатики упали в торф и
сгорели. Помолимся за них!» Через несколько дней
появилось сообщение, что солдаты, тушившие
лесные пожары, сгорели в торфянике... [Девятова
2009: 42].
Перед Первой мировой войной блаженная
старица Марфа (Марфа Лаврентьевна Смирнова –
1850 -1927) то красную юбку наденет на себя, то
кофту красную. Так предсказывала, что война
будет. Поднималась на крышу отцовского дома и
кричала с крыши: «Война! Война!» Кричала с
крыши и еще чем -нибудь махала [Девятова 2009:
296].
Эффект Баадера -Майнхоф в темпоральном
отношении устроен принципиально иначе. Сначала
имеет место восприятие человеком того или иного
реального явления. И только после этого
становится возможной фиксация его пов торений,
но опять же в реальной действительности. Об
одновременности их восприятия или о
семиотическом моделировании одного из таких
повторений в этом случае речь не идет – они
невозможны.
Наконец, по -разному проявляет себя
психологический фактор при синр онистических
совпадениях событий и в условиях проявления
эффекта Баадера -Майнхоф. В обстоятельствах
первого рода действие этого фактора минимально –
он в целом не значим для реализации
синхронистических совпадений (исключение
составляют такие сугубо «субъе ктивные» типы
синхронистичности, как пророческие сновидения
или предвидения).
Эффект Баадера -Майнхоф, напротив,
принципиально психологичен. Утверждение этого,
собственно, и составляют теоретические
положения Арнольда Цвики. Обе отмеченные им
установки – селективное внимание (selective
attention) и предвзятость собственной точки зрения
(confirmation bias) – принадлежат познавательной
сфере человека, а в самом общем плане – сфере
психического. И вне учета этих установок эффект
Баадера -Майнхоф становится безо сновательным.
Важно отметить, однако, что и явление
синхронистичности каким -то особым образом
связано с глубинным психическими состояниями
человека и его целенаправленными психическими
практиками. «Синхронные события особенно
часты в жизни людей, которые в медитациях,
психоделических сеансах, эмпирической терапии
или спонтанных психодуховных кризисах

34 American Scientific Journal № ( 33 ) / 20 20
переживают холотропные состояния сознания, –
писал по этому поводу Станислав Гроф. –
Трансперсональные или перинатальные
переживания часто связаны с необычным и
совпадениями. <…> Сходным образом, когда нам
случается испытать некое сильное переживание
шаманского типа, где участвует животный дух -
проводник, это животное вдруг может начать
появляться в различных формах в нашей жизни с
частотностью, выходящей за рамк и разумной
вероятности» [Гроф 2004: 95].
Все это позволяет заключить, что
синхронистичность и «иллюзия частотности» в
рамках эффекта Баадера -Майнхоф – по сути разные
явления, которые объединяют лишь самые общие и
самые глубинные условия психической
деятел ьности человека.
В этой паре особый интерес вызывает явление
синхронистичности – оно в особой мере побуждает
к постановке новых вопросов мировоззренческого
характера, и эти вопросы принадлежат уже сфере
философского сознания. Имея в виду эту
философскую з начимость синхронистических
совпадений, Станислав Гроф писал: «Ситуации
такого рода показывают, что наша психика может
входить в свободное взаимодействие с тем, что
вроде бы является миром материи, и тот факт, что
это может случиться, стирает границы между
субъективной и объективной реальностью» [Гроф
2004: 94]. Это отсутствие границ между
физическим миром и психическим и предстоит
осмыслить современному человеку.

Литература
Бидерманн Г. Энциклопедия символов. – М.:
Республика, 1996. – 335 с.
Гроф С. Косм ическая игра: Исследование
рубежей человеческого сознания. – М.: ООО
«Издательство АСТ» и др., 2004. – 248 [8] с.
Девятова С. Православные подвижницы ХХ
столетия. М.: Артос -Медиа. 2009.
Народные приметы о войне – URL
http://www.neptun8.ru/Literatura/Primet i_voina.htm
(дата обращения 14.08.2017)
Zwicky, Arnold M. Why are we so illuded? (2006)
– URL
https://web.stanford.edu/~zwicky/LSA07illude.abst.pd
f (доступ 5.06.2019).

«Преследовать» может что угодно:
назвасинроние книги или фильма, любые
словосочетания, образы, символы. // Щедрин
Кирилл. Б -М. Статья 1. 2017 г.//
Это явление в 2006 году описал с научной
точки зрения Арнольд Цвики, профессор
лингвистики Стэнфордского университета. Он
назвал его иллюзией частотности
Её легко объяснить двумя известными в
психологии явлениями: избирательным вниманием
и предвзятостью подтверждения (confirmation bias).
Одним из самых популярных объяснений
феномена является избирательность нашей памяти
(и внимания), «врезание» в нее примечательных
недавно выясненн ых фактов. В наших
представлениях свежая, только что полученная,
информация может быть более важной, более ярко
окрашенной, чем старый багаж знаний
Б-М_3
The more scientifically accepted name nowadays
is “frequency illusion,” but Stanford linguistics
profe ssor Arnold Zwicky didn’t coin that term until
2006, over a decade after “Baader -Meinhof” was
coined, and around the same time this article was
originally written. So both terms are arguably valid .
Б-М_4
Арнольд Цвики предположил, что иллюзия
частотности я вляется результатом совместного
действия двух когнитивных искажений:
селективного внимания (selective attention) и
склонности к подтверждению своей точки зрения
(confirmation bias)[3]. Селективное (выборочное)
внимание позволяет сознанию отбирать для
дальн ейшей обработки приоритетную
информацию, обладающую наибольшей степенью
релевантности для конкретной ситуации, и
отбрасывать остальной, не имеющий на
определённый момент важности массив
воспринимаемой информации. Склонность к
подтверждению своей точки зрен ия представляет
собой тенденцию отдавать предпочтение
информации, которая соответствует разделяемой
точке зрения, вне зависимости от её истинности.
При этом информация в большинстве случаев
подбирается выборочно, интерпретируется
предвзято и недостоверно ф иксируется в памяти.
Таким образом, приоритетность обработанной
сознанием новой информации, подкреплённая
зачастую непреднамеренной предвзятостью при
оценке повторных случаев её восприятия,
обуславливает возникновение феномена.
Б-М
немцы Андреас Баадер и У льрика Майнхоф
прославились как ультралевые террористы,
связанные с беспорядками в 60 – 70-х годах
прошлого века. Когнитивное искажение было
названо в их честь случайно: из -за одного из
комментаторов на форуме St. Paul Pioneer Press,
который описал личный опыт. Фамилии Баадера и
Майнхоф встречались ему несколько раз в разных
источниках — и всего лишь в пределах суток.
Б-М_статья1
Этот процесс в 2005 году описал с научной
точки зрения Арнольд Цвики, профессор
лингвистики Стэнфордского университета. Он
назвал его иллюзией частотности.
Её легко объяснить двумя известными в
психологии явлениями: избирательным вниманием
и предвзятостью подтверждения (confirmation bias).
Первое означает: как только человек что -то
замечает, он становится более внимательным к его
проявлениям. Именно поэтому маловероятность
при феномене Баадера -Майнхоф часто субъективно
завышается: мы выхватываем дублирующуюся
информацию и не замечаем, какие её объёмы в
целом проходят через нас за день.

American Scientific Journal № ( 33) / 20 20 35

Второе можно перевести на русский как
«склонно сть к подтверждению собственной точки
зрения». Это тенденция находить информацию,
которая согласуется с изначальной установкой, и
обесценивать другую.
Б-М_статья1
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++
4. Синхронистичность с точки зрения е е
объективности или субъективности. В этом плане
также определяются две разновидности
событийных совпадений, которые в том и другом
случае представляются такими феноменами, как
приметы, знамения, пророческие сновидения.
А) Объективные синхронистические
совпадения . Это такие совпадения, событийные в
своей основе, которые репрезентируются в
объективной реальности и могут быть
засвидетельствованы многими внешними
наблюдателями. Так, объективный характер имеет
приведенный Юнгом пример с рыбами, который
мог бы быть подтвержден сторонними
наблюдателями.
Таковыми же типологически являются
приметы, в которых между двумя событиями
имеется темпоральная дистанция, но тем более
значимой оказывается содержательная связь между
ними. Яркий пример такого рода составляют
народные приметы о войне.
• Перед войной бывает необычайно большой
урожай грибов (также яблок и огурцов). Два подряд
грибных года было перед нападением Германии на
Советский Союз, а ещё раньше — накануне русско -
японской войны. В старину говорили: «Много
грибов – много гробов».
• Перед войной рождается гораздо больше
мальчиков, чем девочек.
• Перед войной на небе наблюдают
многочисленные и длительные сполохи.
• Перед войной обычно бывает богатый
урожай хлеба, обильные укосы и т.д. (это, по
воспоминаниям о чевидцев, наблюдалось и в 1941
г.).
• Паутина, затянувшая колодец, считалась
верным признаком близящихся лишений.
Аналогичный характер имеют и знамения,
которые отличаются от примет своей
несистемностью. Это относительно спонтанные
знаки будущего (обычно таким путем знаменуются
близящиеся беды и испытания), которые
открываются всему обществу как объективные
явления.
• Знаком грядущей войны считается
появление большого количества насекомых,
грызунов и прочих вредителей. Так, перед войной
люди наблюдали оче нь большое количество белых
бабочек, саранчи, муравьев, крыс и мышей. Одна из
очевидиц рассказывала: «Перед войной в весну
появилось у нас (Смоленская область) очень много
майских жуков. Возле нашего дома росли три
березы, так они эти березы в одну ночь на чисто
объели, ни одного листочка не осталось. Так
старики говорили, что это к войне»*.
• Таким знаком считаются и «плачущие»
иконы. Накануне Великой Отечественной войны
иконы Богородицы в ряде храмов по всему
Советскому Союзу вдруг начали дружно
слезоточи ть. Старинное поверье гласит: «Плачет
Матерь Божия — это к слезам народным».
• Перед войной над поселениями, как над
кладбищами, тучами кружило воронье.
• Накануне войны на небе наблюдалось
появление кроваво -красной Луны.
• Предзнаменованием войны считается и то,
что дрова оказываются везде отсыревшими, из -за
чего очень плохо растапливаются печи. Даже
спички плохо зажигаются.
• Замечено, что перед войной среди
молящихся в храмах становится особенно много
военных [Народные при меты…].
Объективный характер имеют и пророчества,
независимо от того, сделаны они индивидуально
или публично, вербальные они или акциональные.
Их объективность определяется внешней
представленностью – языковой или акциональной.
Ср.:
Перед Первой мировой войной блаженная
старица Марфа (Марфа Лаврентьевна Смирнова –
1850 -1927) то красную юбку наденет на себя, то
кофту красную. Так предсказывала, что война
будет. Поднималась на крышу отцовского дома и
кричала с крыши: «Война! Война!» Кричала с
крыши и еще че м-нибудь махала [Девятова 2009:
296].
Старица Ольга предсказала многие события.
Как -то к ней пришел знакомый диакон с детьми.
Старица стала диакона укладывать в постель.
Достала простыню и укутала диакона с головой.
Вспомнили об этом эпизоде, когда через несколько
месяцев диакон умер... [Девятова 2009: 29].
Б) Субъективные синхронистические
совпадения . Это совпадения, зафиксированные
человеком внутренне и значимые для него
субъективно, лично. Таковы, например,
пророческие сновидения, опирающиеся на
индиви дуально -значимую образность, или личные
приметы. Субъективность подобных
синхронистических совпадений проявляется также
в том, что они в особой мере связаны с оценочными
характеристиками, которыми отмечены события
будущего. Ср.:
З. Фрейд привел весьма ярк ий пример вещего
сна, о котором сообщили Плутарх и Артемидор из
Далдиса. Александр Македонский со своим
войском осаждал отчаянно защищавшийся город
Тир (322 г. до н. э.), и как -то во сне увидел

36 American Scientific Journal № ( 33 ) / 20 20
танцующего сатира. Толкователь снов Аристандр,
находившийся пр и войске, объяснил смысл этого
образа, разложив слово сатир на σά Τύρος ‘твой
Тир’, и тем самым пообещал Александру победу
над городом. Воодушевленный Александр
продолжил осаду и в итоге действительно взял Тир
[Фрейд 1989: 150].
Сны не снились. А вот когд а ключи падают из
рук – это к неприятности. Сто процентов! Вот
связка ключей упадет из рук – все, хоть не выходи
из дома. Заметила не очень давно, может, пару лет
назад*.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
++++++++
1. Синхронистичность с точки зрения
распределения во времени . В этом плане
определяются две разновидности
синхронистичных событий.
А) События в значительной мере
одновременные. Темпоральный интервал между
ними либо вообще отсутствует, либо субъективно
оценивается как незначительный, л ибо объективно
весьма невелик. К данному типу
синхронистических совпадений относятся, в
частности, феномены, определяемые как телепатия
или ясновидение; здесь же рассматриваются
провидения – вербально сформулированные знания
о событиях, реально одновременн ых с актом речи,
но пространственно отдаленные от говорящего и
недоступных его непосредственному восприятию
[см. Берестнев 2011]. Реальность
синхронистического совпадения такого рода
узнается лишь со временем в объективной сфере.
Ср.:
Был год, когда из -за жаркого и безводного лета
в Московской области горели леса и торфяники.
Старица Ольга Московская (в миру Мария
Ивановна Ложкина, 1871 -1973) сказала в один из
дней этого лета: «Все солдатики упали в торф и
сгорели. Помолимся за них!» Через несколько дней
появилось сообщение, что солдаты, тушившие
лесные пожары, сгорели в торфянике... [Девятова
2009: 42].
О Серафиме Саровском рассказывают такую
историю. Некая женщина, еще совсем маленькой
девочкой, отправилась с матерью к преподобному
Серафиму в пустынь за благословением. По дороге
им встретился нищий, которому девочка подала
милостыню – серебряную монету в пятьдесят
копеек. Когда же они пришли к отцу Серафиму, он
подозвал девочку к себе и, благословив, ласково
сказал: «Вот это хорошо, что полтинничек -то
под ала бедному…» [см.: Мальцева 2009: 365].

УДК 81; 294.512.14

СИМВОЛЫ ЭРОСА В ГАУД ИЯ -ВАЙШНАВИЗМЕ: ШМЕЛЬ

Федина Екатерина А.

SYMBOLS OF EROS IN T HE GAUDIYA -VAISHNAVI SM: BUMBLEBEE

Аннотация . В работе предпринята попытка выявления символической семантики образа шмеля,
описанного в фундаментальном вайшнавском тексте «Шримад Бхагаватам». Новизна работы определяется
тем, что у шмеля, понимаемого символически, впервые выявляется эротическая семантика; новым
является также то, что шмель рассматривается в рамках сложного символического комплекса «шмель
берет нектар у цветов». Реализация предлагаемого подхода в отношении кришнаитского мифа позволяет
вывести на уровень эксплицитных содержаний заложенные в нем имплицитные идеи и тем самым пер ейти
от мифа уже к философии Кришны. Важный элемент этой философии – признание эротического принципа
как важнейшего в мироздании.
Ключевые слова : вайшнавизм, Кришна, Радха, символ, шмель, миф, философия, мужское и женское,
принцип имплицитности, семиотика

1. Введение. Кришна и эрос
В настоящее время наука и научное мышление
демонстрируют неоспоримые успехи в
теоретическом и практическом освоении мира. Эти
успехи проявляются в самых разных областях –
астрономии, физике, химии, генетике, медицине.
Например, Нобелевские премии по медици не в
2019 г. были присуждены Уильяму Кэлину, Питеру
Рэтклиффу и Греггу Семенза за раскрытие
молекулярного механизма приспособления клеток
к уровню кислорода, что открывает новые
возможности лечения рака. Нобелевскую премию
по химии получили Джон Гуденаф из Техасского
университета в Остине, Стэнли Уиттингэм из
Университета Бингемтона и Акира Йошино из
Университета Мейхо — за разработку и развитие
литий -ионных батарей, обладающих значительно
большей по сравнению с обычными батареями
энергоемкостью.
Вместе с тем в обществе наблюдается
парадоксальное оживление интереса к религии и
особенно к ее экзотическим формам. Атеисты
становятся верующими либо начинают активно
интересоваться религиозной теорией (порой не
входя в тонкости того или иного культа). Новый
смысл обрел принцип « Ex Oriente Lux » - «Свет – с
Востока» - взгляды европейцев в их духовном
поиске обратились на Восток. И в числе
экзотических религиозных форм, вошедших в
европейскую культуру, обнаружились