Американский Научный Журнал БАЛЕТНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА ВАЛЕРИЯ ГЕГАМЯНА 1970-Х ГОДОВ

Аннотация. Статья посвящена творчеству украинского художника армянского происхождения Валерия Гегамяна, которого относят к когорте одесских нонконформистов. Рассмотрен корпус работ на балетную тематику, созданных в 1970-е гг. Проаналазирована фабула, композиционные принципы, колористическое решение, акцентированы стилеобразующие факторы Скачать в формате PDF
American Scientific Journal № (24 ) / 201 9 9
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ

БАЛЕТНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Х УДОЖНИКА ВАЛЕРИЯ ГЕГАМЯНА 1970 -Х ГОДОВ
Жадейко Алексей Николаевич
аспирант,
Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств,
Украина , Киев
BALLET MOTIFS IN CREATIVE WORK OF ARTIST VALERIY GEGHAMYAN OF 1970 -IES

Zhadeiko A.
Graduate Student,
National Academy of Culture and Arts Management, Ukraine, Kiev

Аннотация .
Статья посвящена творчеству украинского художника армянского происхождения Валерия Гегамяна,
dhlhjh]hhlghkylddh]hjl_h^_kkdboghgdhgnhjfbklh\JZkkfhlj_g dhjimkjZ[hlgZ[Ze_lgmxl_fZlbdm
kha^Zgguo\ -е гг. Проаналазирована фабула, композиционные принципы, колористическое решение,
Zdp_glbjh\Zguklbe_h[jZamxsb_nZdlhju
Resume .
The article is dedicated to the creative work of Ukrainian artist of Armenian origin Valeriy Geghamyan, who
is referred to the cohort of Odessa nonconformists. Massive of works on a ballet theme, created in the 1970s, has
been considered, the subject, the compositional principles, color palette, accented by a style -forming factors, have
been analyzed

Ключевые слова : нонконформизм, монументальная живопись, палитра, балетные сцены, академиче-
ский рисунок, декоративность
Key words: nonconformism, monumental painting, palette, ballet scenes, academic drawing, decorative char-
acter

Творчество одесских нонконформистов в со-
\j_f_gghfmdjZbgkdhfbkdmkkl\hagZgbbm`_g_y\
ey_lky Z[khexlghc eZdmghc ihkdhevdm ihke_^gb_
iZjm ^_kylbe_lbc \ fZkkb\_ gZmqguo im[ebdZpbc
ihy\behkvg_fZehbkke_^h\Zgbch[wlhfn_ghf_g_
>bkk_ jlZpbyHDhlh\hc>@bjy^__`_klZl_cfh
gh]jZnbbklZlvb:Ghk_gdh>@<I_ljZrbdZ<
ImoZj_\Z В. Савченко, Л. Смирной, О. Тарасенко
>@:N_^hjmdZ:Oeh[uklbgZ^jagZqbl_evgh
h[e_]qbeb ^hklmi d ihgbfZgbx y\e_gby \p_ehf
H^gZdh g_kfhljy g Z ^h\hevgh h[rbjgmx [b[ebh
]jZnbx\h[eZklbbkdmkkl\Zh^_kkdh]hghgdhgnhj
fbafZ \ dhgl_dkl_ om^h`_kl\_gghc dmevlmju
kljZgu 11 пол. ХХ в., многие отдельные аспекты
проблемы остаются недостаточно освещенными.
Так можно сказать о творческом наследии одного
из з наковых художников этого художественного
пласта, Валерия Гегамяна. Монографических ис-
следований по его творчеству пока нет, а отдельные
сведения о творческой биографии мастера можно
встретить преимущественно либо в штудиях ком-
плексного характера, либо в информации о выстав-
ках нонконформистов, реже – о его персональной
выставке [2], или же в редких воспоминаниях его
учеников [7; 8; 9]. Твор чество отдельн ых периодов,
знаковые работы освещены крайне скудно [4; 5] как
в украинской, так и в армянской искусство ведче-
ской литературе. Армения получила доступ к зна-
чительной части творческого наследия художника
лишь после его смерти – сыном художника после
прощальной посмертной выставки в Одессе было
решено передать много произведений на Родину
Гегамяна [1]. Но и в А рмении его имя до сих пор
ожидает комплексного изучения на научном, про-
фессиональном уровне. По -прежнему много лакун,
несовпадений, невыясненных фактов, зачастую это
объясняется неточностями документального харак-
тера – источников о жизни художника немного,
воспоминания его знакомых дополняются страни-
цами дневника, архивными документами. Но в бу-
магах нередко встречаются несостыковки фактоло-
гического характера, что постоянно встречалось во
время и вскоре после окончания Второй Мировой
войны – документы меняли , корректировали, вос-
станавливали после уничтожения. Много еще не-
выясненных фактов, немало опротестованных в ре-
зультате изучения архивных данных, в том числе и
некотороые развеянные легенды. Сложность вызы-
вает и то, что много данных сосредоточено в архи-
вах Армении, часть информации нужно искать в
Одессе, где жил б ольшую часть жизни художник,
переехав сюда после армянского, московского, би-
робиджанского и махачкалинского периодов, и
часть записей нужно подвергать переводу и унифи-
кации. Даже авторские названия знаковых работ
Гегамяна значительно отличаются от общеприня-
тых критиками вариантов, и результаты исследова-
ния архивных данных и дневников художника мно-
гое меняют в привычных представлниях о нем. По-
этому основная задача статьи – актуализовать
творчество В. Гегамяна, отдельно сфокусировав
внимание на одном из его интереснейших аспектов,

10 American Scientific Journal № ( 24 ) / 20 19
– балетных мотивах в живописи художника, пик
bgl_j_kZddhlhjufijbr_ekygZ -е гг.
1970 -е гг. были очень плодотворными в жизни
<Ze_jby=_]ZfygZM`_`b\y\H^_kk_=_]Zf ygZd
lb\gh jZ[hlZ_l \ __ om^h`_kl\_gghc kj_^_ mk
i_rgh kbgl_abjmy k\hx Zjfygkdmx ©aZd\Zkdmª kh
ki_pbnbq_kdbf fbdjhdebfZlhf x`gh]h fhjkdh]h
]hjh^Z Om^h`gbd [ue ^h\hevghg_ex^bfufkeh
`gh \ibku\Zxsbfky \ khpbmf q_eh\_dhf [8; 9] ,
чьим жизненным кредо отнюдь не была улыбка как
лучший ответ на любое событие. И осколочость его
покалеченной не в одном поколении биографии,
кровоточащей многими шрамами болезненных со-
бытий, отнюдь не была многобещающим грунтом
для легкой вписываемости в среду, которая сама по
себе д овольно капризна и специфична. Одесская
школа очень богата традициями, южнорусский
импрессионистический «багаж» сделал ее колорит
богатым и самодостаточным, и впускать в свои не-
дра новые веяния, к тому же, столь отличные от
собственных, а кое в чем и проти воположные,
одесская почва расположена не была никогда. Вне-
дриться в ее потаенные слои нелегко, но Гегамян
вписался в одесскую художественную жизнь доста-
точно органично. Вернее, стал ее частью, но не при-
спосабливаясь и не ломаясь, этого вообще не было
в ег о характере. Имея за плечами уже не такой
малый опыт, будучи учеником М. Сарьяна, про-
исходя из аристократической семьи, получив прек-
расное образование и сделав к тому моменту весьма
неплохую карьеру, сформировав индивидуальную
манеру, собственный облик, ху дожник стал частью
одесского творческого микроклимата, при этом не
впитывая в себя его воздействие так, чтобы оно мо-
гло что -то поменять в его стиле или образе дей-
ствий. Он органично сжился с творческой Одессой
– много лет преподавал, с 1964 г. будучи неотъ ем-
лемой частью педагогического института, где стал
основателем знаменитого «худграфа», но его ар-
мянские корни не стали менее ярко видны в творче-
ской манере, художественный язык не изменился.
Одесса гостеприимна, но придирчива и жестка в от-
боре тех, кто ост ается с ней насовсем и становится
ее частью. Но и Гегамяна нельзя назвать услужли-
вым учеником, готовым носить мантию за хо-
зяином положения. Встретились два крепких моно-
лита, и один стал частью другого, не утратив своего
«Я».
С каждым годом художник творче ски обога-
sZeky gh g_ l_jye kZfh[ulghklb \ [hevrbgkl\_
k\h_f hkgh\u\Zxs_cky gZ gZpbhgZevguo ghldZo
?]h fZg_jZ ihebk_]f_glgZ dZd ex[hc om^h`gbd
hgbkiulu\Zep_euckhgf\ebygbcklbe_cbfZkl_
jh\ dhlhjuo kqblZe ^ey k_[y Z\lhjbl_lZfb \ bk
dmkkl\_ b g_ [hye ky mqblvky \kx `bagv ij_deh
gyykv i_j_^ fZkl_jkl\hf [4] . Но именно глыба ав-
торитета его учителя, с именем которого
неразрывно связано имя самого Гегамяна, стала од-
ной из причин появления оттенка трагизма в манере
художника. Он сам преклонялся перед Сарьяно м,
которого считал другом, наставником, Учителем,
безупречным эталоном в искусстве. Не будучи ни в
коей мере эпигоном, он, тем не менее, учился и пе-
ренимал, хотя в его художественном языке нет и
тени копирования, вторичности. Но величие Сарь-
яна нередко зат мевало мощь самого Гегамяна, он
оказывался в тени своего великого наставника. Это
тот самый компонент «пьедестальности» [11] , ко-
торый нередко ломал судьбы талантливым масте-
рам, оставляя их в тени более известных Учителей.
Для Гегамяна не было проблемой при знавать роль
ученичества [4] – любой мастер проходит эту ста-
дию, но лишь истинный художник, сильный духом,
способен преклонить колено перед наставником, но
оставить его влияние в ученическом периоде, на
стадии становления. Гегамян был из таких учени-
ков – он впитал воздействие, но вышел из «пеле-
нок» ученика, переработав влияние, синтезировав с
чертами иных, близких по духу, манер мастеров
прошлого, но трансформировал в собственный
стиль, самостоятельный и индивидуальный. Значи-
мость его ученичества нетрудно д оказать – об увле-
ченности Гегамяна целым рядом мастеров прежних
эпох говорит прежде всего то, что у него в творче-
ском багаже есть немало копий, вольных перерабо-
ток. Гегамян был очень увлечен древнеегипетским
и древнегреческим искусством, обожал Врубеля, в
манере которого создал целый ряд работ, пытаясь
постичь внутреннюю суть почерка, а не просто сри-
совать внешнюю атрибутику, штудировал и копи-
ровал Гогена и Матисса, преклонялся перед мастер-
ством русских художников – копировал Корина,
Репина, Серова, Брюллов а. Интересно, что выбор
образцов для «препарирования» манеры и попыток
извлечь что -то близкое для своего внутреннего «я»
не был случаен, все избираемое объединено об-
щими чертами. Гегамян был прекрасным рисоваль-
щиком, академическая выучка для него была на
первом месте, поэтому увлеченность русскими ма-
стерами II пол. ХІХ и нач. ХХ вв. в качестве этало-
нов вполне понятна. Склонность к постимпрессио-
нистам, авангарду в качестве объектов интереса
легко объяснить тягой к плоскостности и декорати-
вности в манере само го Гегамяна, хотя в его днев-
никовых записях можно встретить не весьма лест-
ные отзывы о декоративности в художественной
манере. В данном случае суть стоит искать в том,
что именно вкладывать в категорию «декоратив-
ность». Гегамян отрицал значимость поверхнос т-
ной, атрибутивной декоративности, в его же рабо-
тах речь идет о декоративности как элементе инди-
видуального стиля, синонимизированном с
плоскостностью, обобщенностью, лаконичностью
и знаковостью локальных цветовых пятен. А инте-
рес к Врубелю, помимо внешних аспектов манеры,
имеет и глубинные причины – его внутренняя сло-
жность и трагичность перекликаются с тем, что пи-
тает образы самого Гегамяна, почти всегда оттенен-
ные трагизмом и болью [5]. Гегамян, будучи пре-
красным рисовальщиком, отменным колористом,
стили затором, хорошим композитором, по сути мог
бы быть великолепным театральным художником,
будучи монументалистом, чувствуя форму от при-
роды, что было отшлифовано длительными акаде-
мическими штудиями, все же был словно задернут

American Scientific Journal № (24 ) / 201 9 11
кисеей величия своего учителя, С арьяна. Он входил
\bklhjbxbkdmkkl\ZdZdmq_gbdKZjvygZghg_dZd
=_]ZfygKm^v[u ©\_qgh\lhjuoªihjhckdeZ^u\Z
ebkv ljZ]bqgh ohly ih hlghr_gbx d =_]Zfygm
`bagv \k_ `_ [he__ g_kdhevdh [eZ]hkdehggZ ± его
bfy ihkl_i_ggh gZqbgZxl \\u\h^blv ba l_gb Zjl -
курат оры, коллекционеры, хотя на то, чтобы лич-
ghklv om^h`gbdZ aZgyeZ ^he`gh_ f_klh \ bklhjbb
bkdmkkl\Zgm`gh_s_g_fZeh\j_f_gbbmkbebc
1970 -е гг. – это время, когда он уже жил и ра-
[hlZe\H^_kk_mg_]hm`_[ueZk_fvy ± жена и сын,
hgljm^beky\i_^Z]h]bq_ kdhfbgklblml_l_gZoh
^beky kj_^b klm^_glh\ dhlhjuf ijb\b\Ze m\Z`_
gb_dljm^mom^h`gbdZaZklZ\eyyihklb]ZlvZaufm
rljubly`dhcjZ[hluaZqZklmxjmlbgghcij_`^_
q_f ihemqblv ijZ\h kdaZZlv ©y ± художник, так
\b`mª b mclb \ klhjhgm hl ZdZ^_fbafZ Kj_^b мо-
lb\h\ ddhlhjuf=_]Zfygh[jZsZ_lky\ -е гг.,
bdhlhju_ex[hfmom^h`gbdmhq_gvg_e_]dh\Zjvb
jh\Zlv\gh\hfdexq_ ± балетные мотивы. Нелегко,
ihlhfmqlh dl_f_ lZgpZ [Ze_lZ gZ ijhly`_gbb g_
h^ghcwihoblygmehhq_gvfgh]boom^h`gbdh\ ± уж
hq_gv\u]h ^gZwlZl_fZk lhqdbaj_gbyf_lh^h\h[
jZahl\hjq_kl\Z dhfihabpbhggh ijbly]Zl_evgZ
jblfbq_kdb \ub]jurgZ LZgph\sbp bah[jZ`Zeb
_s_ ^j_\gb_ _]bilyg_ Z m\e_q_gghklv =_]ZfygZ
_]bi_lkdhc ^j_\ghklvx ba\_klgZ b ih^l\_j`^_gZ
aZibkyfb \ ebqghf ^g_\gbd_  hq_gv bgl _j_kgu
bah[jZ`_gbyZdjh[ZlhdblZgph\sbpm^j_\gbo]j_
dh\gZqbgZy_s_kdjblh -микенского периода, вли-
яние которого без труда можно угадать в паре кар-
тонов Гегамяна 1970 -х гг.,
трудно устоять перед шармом балетных пасте-
e_c >_]Z _]h `_ [jhgah\hc xghc lZgp h\sbpu g_
m\e_qvky kf_ehklvx b g_h[uqghklvx \ идения в
ijhba\_^_gbyo ^_ Lmema -Лотрека, которые стали
h^hc fbjm kp_gu g_ fh`_l g_ ijb\e_qv \gbfZgb_
l_ZljZevgZy ^_dhjZlb\ghklv [Ze_lguo b l_ZljZev
guo fhlb\h\ jmkkdbo fZkl_jh\ k_j_[jygh]h \_dZ ±
все это вдохно вляло многих мастеров. Не стал ис-
dexq_gb_fb=_]ZfygHglh`_g_mklhyei_j_^lZg
p_\Zevghc klbob_c gh _]h [Ze_lguc fbj kh\_j
r_ggh bghc H ijbqbgZo _]h aZbgl_j_kh\Zgghklb
[Ze_lhflZgp_ffh`gh]Z^Zlv<_^vgbh^gZbajZ
[hlg_bf__lijyfhc©i_j_debqdbªkh[ jZapZfbhg
b\khgf_[Ze_lguoh[jZah\hklZekykh[hcH[jZah
nhjfbjh\Zgb_ =_]ZfygZ \ wlhc k_jbb ijhba\_^_
gbc ih`Zemc dZd g_evay [he__ g_h[uqgh LZg_p
[Ze_l\k_]^ZZkkhpbbjh\Zekyij_`^_\k_]hke_]dh
klvx ijhajZqghklvx fy]dhc jblfbdhc ]jZpb_c
h[jZah\= _]Zfyg`_ehfZ_l\k_kl_j_hlbiukhojZ
gyyk\hcklbevb\wlhfkemqZ_H[jZaulZgph\sbp
dhlhju_ [ueb kha^Zgu bf \  -е гг., как всегда,
^h\hevgh ly`_eh\_kgu l_ZljZevgh -плоскостны,
ko_fZlbqguIhkmlbwlhlbibabjh\Zggu_h[jZau
\ dZ`^hc ba jZ[hl om^h`gb d ibr_l g_ \^hogh\b\
rmx dhgdj_lgmx fh^_ev Z h[h[s_gguc h[jZa hl
\^hogh\bl_ey dhlhjh]h \ jZ[hlZo g_ hklZ_lky b
ke_^ZnZdlbq_kdblZ bebbgZyfh^_ev _kebhgZb
[ueZ ijhklhihkem`beZlheqdhf^eyjh`^_gby`_
eZgby jbkh\Zlv ibkZlv aZklZ\beZ m\b^_lv djZkhl m
\ hq_j_^ghc kx`_lghc ebgbb gh g_ [he__ ebrv
kijh\hpbjh\Z\ \kie_kd \^hogh\_gby b hlhc^y \
l_gvFh`ghij_^iheh`blvqlhlheqdhf^eym\e_
q_gghklb=_]ZfygZ[Ze_lghcklbob_cklZeh_]hh[
s_gb_ k jh^kl\_ggbp_c ba\_klghc Zjfygkdhc Zd
ljbkhc dbgh b lZgsh\sbp_c  [Ze_jbghc EZmjhc
<ZjlZgygagZdhfkl\hk__l\hjq_kl\hfGbh^gZba
jZ[hl g_ ihjlj_lgZ gh ij_^iheZ]Zlv k\yav f_`^m
bgl_j_khfdl\hjq_kl\magZf_gblhcZjfygkdhc [Z
e_jbgu b m\e_q_gghklvx lZgp_\Zevghc l_fhc
fh`gh H[jZau g_ ijhklh g_ ihjlj_lgu Z lbibab
jh\Z gu \ [hevrbgkl\_ kemqZ_\ h[_aebq_gu ]eZaZ
beb hlkmlkl\mxl \h\k_ beb lhevdh gZf_q_gu iyl
gZfb qlh ijb^Z_l _s_ [hevr_c h[h[s_gghklb b
mkeh\ghklb ;hevr_ dhgdj_lbdb _klv ebrv \ g_
kdhevdbojZ[hlZok^_eZgguo\fZg_j_<jm[_ey
Балетные образы кисти Гегамяна привлекают
ij_`^_\k_]hkh\_jr_ggh^bkkhgZgkgufj_r_gb_f
± они прямо противоречат устоявшемуся представ-
e_gbxZkkhpbZlb\ghfm\hkijbylbxlZgpZ[Ze_lZ
KlbobylZgpZ ± это прежнего всего хрупкость, лег-
dhklv \ha^mrghklv djZkhlZ ^\b`_gby bays_kl\h
jblfbdb Гегамян же трактует свои образы абсолю-
lghbgZq_g_hloh^yhlk\h_]hh[uqgh]hoZjZdl_jZ
i_jkhgZ`_c hl lbibaZpbb b fhsb ijbkmlkl\mx
sbo b \h fgh]bo _]h [Ze_lguo fhlb\Zo Ebrv
baj_^dZhgijb[_]Z_ldbghcljZdlh\d_ghb\lZdbo
kemqZyo g_ \ibku\Z_lky \ h[s _ijbgyluc rZ[ehg
h[jZahl\hjq_kl\Z \ dhgl_dkl_ [Ze_lgh]h fbjZ
Fgh]b_ ba [Ze_lguo fhlb\h\ ibkZebkv om^h`gb
dhfg_gZohekl_ZgZdZjlhg_bbgh]^Z ± с приме-
g_gb_f l_fi_ju Z g_ fZkeZ ©;Ze_jbgZ k ^mfy \Z
aZfbª 1970 -е гг., темпера, масло, картон; «Балет»,
gZq -х гг., темпера, масло, картон). Темпера с
__ \hafh`ghklyfb dZd g_evay emqr_ ih^oh^bl ^ey
kha^Zgby^_dhjZlb\guodZjlhgh\dZdb^eyjZ[hlu
gZ^kha^Zgb_fl_ZljZevguo^_dhjZpbc ± в Гегамяне
g_hkihjbfh gZebqb_ gZqZeZ l_ZljZevgh]h om^h`
gbdZ hg fh] [ulv и прекрасным сценографом. К
lhfm`_hgZ ohjhrZ b^ey fhgmf_glZevguoiheh
l_gZjZ[hlu=_]ZfygZihqlb\k_]^Z\_ebdbihjZa
f_jmqlhdhg_qghg_fh]ehkihkh[kl\h\Zlvkha^Z
gbx hsms_gby bays_kl\Z [Ze_lguo h[jZah\ b
wlh]h\i_qZle_gbyom^h`gbd^h[b\Zekybguf bf_
lh^Zfbghg_`_jl\h\ZejZaf_jZfbdZjlhgh\boh
eklh\ Ijhlb\hj_qbl h[s_ijbgylhfm rZ[ehgm
ij_^klZ\e_gby h [Ze_l_ ij_`_ \k_]h lh qlh [hev
rbgkl\h[Ze_jbg\jZ[hlZo=_]ZfygZijhqghklhyl
gZ a_fe_ gZ dhj_gZkluo dj_idbo gh]Zo \ gbo g_l
gbhll_gdZ]jZpbbb изящества, с которыми обычно
k\yau\ZxllZgph\sbpBdhfihabpbhggh_j_r_gb_
dZ`^uc jZa ih^q_jdb\Z_l fhgheblghklv b fhsv ±
оно часто склонно к пирамидальности, т.е. наибо-
e__mklhcqb\ufnhjfZfG_j_^dh[Ze_jbgug_ijh
klhklhylgZa_fe_Zg__^\ZdZkZxlky__ кончиками
iZevp_\gh]Zklhylih^h[ghdhehkkZfgZrbjhdh
jZkklZ\e_gguogh]Zoihqlb\k_]^Z ± прямых, как в
jblmZevghfrZ]_m^j_\gbo_]bilygWlhkdhj__fb
d_eZg^`_eh\kdbcijbgpbikha^Zgbynhjfukdmev
ilmjgucghg_ik_\^hjm[_gkh\kdbcdZdbgh]^Zib
rml h `_gkdbo i_jkhgZ`Zo =_]ZfygZ >@ Wlb h[
jZau keh\gh \ujm[e_gu gh g_ \ue_ie_gu
`b\hibkv jZafZrbklZ iehkdhklgZ fZkl_j ibr_l
rbjhdbfb fZadZfb Bgl_j_kgZ _s_ h^gZ aZdhgh

12 American Scientific Journal № ( 24 ) / 20 19
мерность: почти всегда фигуры танцовщиц заком-
ihgh\Zgu lZd qlh klhiu gh] kj_aZgu ± так ое ком-
ihabpbhggh_ j_r_gb_ [ueh y\gh ijh^mfZgguf
kf_euf gZjmr_gb_f hkgh\guo aZdhgh\ dhfihab
pbb gh lhqgh mfure_gguf lZf ]^_ dhfihabpby
ij_^iheZ]Z_lgZebqb_klhihgb\k_`_g_ijhjbkh
\Zgu l_ hlkmlkl\mxl lh`_ gZf_j_ggh ©LZg_pª
1970 -е гг., картон, кар андаш). Такая черта присут-
kl\m_l \ jZ[hlZo ©;Ze_jbgZ \ [_ehfª  -е гг.,
dZjlhgfZkeh ©;Ze_jbgZk^\mfy\ZaZfbª  -е
]] dZjlhg l_fi_jZ fZkeh  ©;Ze_jbgZ k \ukhdbf
\hjhlgbdhfª  -е гг., картон, масло), «Обнажен-
gZy[Ze_jbgZª  -е гг., карто н, масло).
Исключением во многих аспектах можно
gZa\Zlv dZjlhg ©=hem[h]eZaZy [Ze_jbgZª gZq
1970 -х гг., картон, масло, рис. 1). Здесь иначе все –
фон, который написан в «цветах земли», но с
bgufb fZadZfb kha^Zxsbfb oZhlbqghklv gZklj_
gby Z g_ ijb_fhf ©l_ZljZevgh]h aZ^gbdZª dh]^Z
nhg ^Z_lky _^bghc p_evghc ieZrdhc bgh]^Z
^\mp\_lb_fgh]eZ\gh_ ± сам тип образа. Такой ме-
lh^ gZibkZgby nhgZ fh`gh \b^_lv _s_ \ dZjlhg_
©H[gZ`_ggZy[Ze_jbgZª  -е гг., картон, масло),
Z\hllZdhclbinb]mju ± нет, он, пожалуй, исклю-
qbl_ e_g ;Ze_jbgZ \ wlhf dZjlhg_ ij_^klZ\e_gZ
k\_leh\hehkhc qlh [ueh j_^dhklvx ^ey `_gkdbo
h[jZah\ =_]ZfygZ k \u^_e_ggufb ]hem[ufb iyl
gZfb ]eZa qlh lh`_ ijb^Z_l bg^b\b^mZevghklb
gb`gyyqZklvdhjimkZiheghklvxkdjulZfZkkb\hf
iurgh]h ieZlvy ihwlhfm dhj_gZk lhklv gh] klZg
^ZjlgZy ^ey h[jZah\ lZgph\sbp om^h`gbdZ a^_kv
hlkmlkl\m_l:\hllhjkr_yjmdb ± все говорит об
bays_kl\_ b ]jZpbb qlh klbev j_^dh fh`gh [ueh
m\b^_lv ^Z`_ \ [Ze_lguo fhlb\Zo Zjfygkdh]h fZ
kl_jZM^ebg_ggZyr_ylhgdb_ bwe_]Zglgu_jmdb
ke_]dZ gZdehg_ggZy ]heh\dZ ± все дышит грацией.
>\b`_gb_ e_\hc jmdb [Ze_jbgu keh\gh hibjZx
s_cky gZ iurgu_ x[db ijyfhc kh ke_]dZ kh]gm
luf iZevp_f dbklb \uau\Z_l \ iZfylb m^b\b
l_evgh djZkb\uc ih jblfbd_ ihjlj_l lZgph\sbpu
B^uJm[bgrl_cgjZ[hlu<K_jh\Z dhlhjuclZd`_
g_ ]Zjfhgbjh\Ze k rZ[ehggufb ij_^klZ\e_gbyfb
h[s_kl\Zh`_gkdhc]jZpbb
В балетных мотивах Гегамяна есть интересная
Zeexaby gZ ^j_\g_]j_q_kdb_ fhlb\u ijb q_f g_
deZkkbq_kdh_ [he__ mkihdh_ggh_ ieZ\ghc jblfb
dhc b aZ\_jr_gghklvx dhfihabpbhg guo ko_f Z
_s_gZZjoZbq_kdh_^Z`_djblh -микенское. В таких
jZ[hlZo ljm^gh h[hclbkv [_a ijh\_^_gby iZjZee_
e_c]^_ -то – с фресками минойского периода («Ба-
e_lª gZq  -х гг., картон, темпера, масло), где -
то – с архаическими корами с их симметрией и
ij_ ^klhygb_f ©;Ze_jbgZ k ^\mfy \ZaZfbª  -е
]]dZjlhgl_fi_jZfZkehjbk Ex[hiulghqlh
ihkdhevdm nb]mju dhj_gZklu b fm`_ih^h[gu ih -
микеланджеловски словно вырублены из глыбы,
kdhj__ gZijZrb\Z_lky iZjZee_ev g_ k dhjZfb Z k
dmjhkZfbmoh^ysbfbd hjgyfb\^j_\g__]bi_lkdbc
kdmevilmjguckhgfh[jZah\<jZ[hl_ ©;Ze_jbgZ\
[_ehfª  -е гг., картон, масло) в нижней части
dhfihabpbb \b^gZ ihehkZ hjgZf_glZ ± «пере-
debqdbª k q_jghnb]mjghc b djZkghnb]mjghc \Zah
ibkvx ^j_\gbo ]j_dh\ kijylZlv \ wlbo kemqZyo
keh`ghhgbe_`ZlgZih\_joghklb\h kijbylbybZk
khpbZlb\gh]hjy^Z
Интересно, что почти все балетные образы ху-
^h`gbdZ\dhlhjuofh`ghmkfhlj_lv^j_\g_]j_q_
kdb_ghldbl_ieu_fh`ghkdZaZlv ± горячие по ко-
ehjblm H[s__ p\_lh\h_ a\mqZgb_ wlbo jZ[hl lh`_
©i_j _debdZ_lkyªbk^j_\g_]j_q_kdhc\Zahibkvxb
kdjblkdbfbnj_kdZfb
Рисунок 1. Гегамян В. «Голубоглазая балерина»
Нач. 1970 -х гг., картон, масло

American Scientific Journal № (24 ) / 201 9 13
Рисунок 2. Гегамян В. «Балерина с двумя вазами»
1970 -е гг., картон, темпера, масло

Любопытно, что, например, в картоне «Балет»
h^gZ ba nb]mj p_gljZevgZy oheh^gZ ih dhehjblm
hklZevgh_ ± теплое, так что не может не всплыть в
iZfylb ©Kh[bjZl_ev rZnjZgZª ba Dghkkdh]h
^\hjpZ HjgZf_glZevgh_ kh\_jr_gkl\h Zglbqg uo
\Za Z\dZjlhg_©;Ze_jbgZk^\mfy\ZaZfbªfu\b
^bf^\_ZfnhjuneZgdbjmxsb_nb]mjm[Ze_jbgu
ih^h[gh Z^hjZglm kha^Zxsmx p_gljZevgmx hkv
dhfihabpbb  k _]h kbff_ljb_c b jZaf_j_gghklvx
lh`_ gZeh`beh hli_qZlhd gZ dhfihabpbhggh_ j_
r_gb_jy^Zijhba\_^_gbco m^h`gbdZ
Ритмика в балетных мотивах кисти Гегамяна –
пожалуй, один из самых интересных аспектов. Ни
h^bgh[jZaba[Ze_lghcebgbbijhba\_^_gbcg_h[
eZ^Z_l ieZ\ghklvx b l_dmq_klvx jblfZ ± все фи-
]mju h[jZah\Zgu ©jm[e_gufbª nhjfZfb mkm]m[
e_ggufb hkljufb m]e Zfb fy]dhklv b i_\mq_klv
lZgp_\Zevguo ^\b`_gbc Z[khexlgh hlkmlkl\mxl
qlhkgh\Zih^q_jdb\Z_lbg^b\b^mZevghklvih^oh^Z
om^h`gbdZbdwlhcl_f_>Z`_]heh\uba]b[ujmd
^\b`_gby gh] ± все выстроено резкими линиями,
gZhlfZrv jZafZrbklh ©gZ \^ho_ª <k_ dhf ihab
pbb hldjulu ^ey ajbl_ey aZfdgmlu_ ihqlb hlkml
kl\mxl h[jZau aZqZklmx ZgnZkgu qlh lh`_ ijb
^Z_l klZlbqghklb <uiZ^Zxl ba wlhc oZjZdl_jb
klbdb ebrv g_dhlhju_ jZ[hlu h[t_^bg_ggu_
h^ghcq_jlhcbg_\ibku\Zxsb_ky\h\k_\ur_i_
j_qbke_ggu_ oZjZdl_jbklbdb Ij bqbgZ ijhklZ ±
они созданы в манере Врубеля. Поэтому и колорит,
b dhfihabpbhggu_ j_r_gby b lbiZ`b ± все иное.
Mib\Zlvky fZg_jhc jmkkdh]h fZkl_jZ =_]Zfygm
ijboh^behkv qZklh wlh gZreh \ujZ`_gb_ \ p_ehf
jy^__]hjZ[hl<[Ze_lguofhlb\ZowlhyjdhkdZaZ
ehkv \ oheklZo ©H[gZ`_ggZy gZ l_fghf nhg_ª
(1970 -гг., холст, масло), «Балерина в темном»
(1970 -е гг., холст, масло), «Балерина в светлом»
gZq -х гг., холст, масло). Примечательно, что,
\hlebqb_hlhklZevguo[Ze_lguofhlb\h\©\jm[_
e_\kdb_ª gZibkZgu g_ gZ картоне, а на холсте. Их
`b\hibkgZyfZg_jZfhaZbqgZhgb[he__ihoh^ylgZ
fhgmf_glZevgu_iZggh\h\k_o^hfbgbjm_loheh^
gZy]ZffZ\k_h[jZauojmidbbmlhgq_ggu\hleb
qb_hl\k_obguo]_]Zfygh\kdbolZgph\sbpBgl_
j_kgZ b jZagbpZ \ dhfihabpbhgguo ijb_fZo рит-
fbd_ <h \k_o wlbo oheklZo ijbf_g_g ijb_f
^bZ]hgZevgh]h jblfZ nb]mju nZdlbq_kdb \uly
gmlubae_\h]h\_jog_]hm]eZnhjfZZ\ijZ\ucgb`
gbcZwlh\hlebqb_hlibjZfb^Zevgh -монолитных
dZjlhgh\l_iehc]Zffu^Z_lkZfuc[_kihdhcgucb
g_j\haguc oZjZdl_j jZ[ hlZf <jm[_e_\kdZy ljZd
lh\dZ [Ze_lguo h[jZah\ [ueZ hq_gv [ebadZ =_
]Zfygm ± в совершенно ином ключе, с применением
^jm]h]h om^h`_kl\_ggh]h bgkljmf_glZjby gh hg
i_j_^Z\Zelh`_\gmlj_gg__khklhygb_ ± надлома и
[_kihdhckl\Z\^ZgghfkemqZ_mkm]m[ey_fh_bl_ f
gufoheh^gufdhehjblhfbgh]^Zh[jZauaZl_fgy
ebkvgZklhevdhqlh^hoh^behihqlb^hkbemwlghklb
boljZdlh\db ©;Ze_jbgZ\l_fghfª 
С этими работами, как и со многими другими
ijhba\_^_gbyfb В. Гегамяна, сопряжено все еще
g_fZeh \hijhkh\ ^Z`_ gZa\Zgby j Zaf_ju oheklh\
± зачастую подаются в разных источниках по -раз-
ghfmOhekl©;Ze_jbgZ\k\_lehfªqZklhij_ih^gh
kblkyajbl_exkgZa\Zgb_f©;_euce_[_^vª>@jZ
[hlZ ©;Ze_jbgZ \ l_fghfª ± как «Черный лебедь»
>@hlebqZxlkybmdZau\Z_fu_^Zlbjh\dbijhba\_
^_gbc их иногда относят еще к 1960 -м гг. [8]. По-
kdhevdmwlbohekluojZgylky\qZklguodhee_dpbyo

14 American Scientific Journal № ( 24 ) / 20 19
их изучение несколько затруднено, и уточнения в
^Zggu__s_ij_^klhbl\ghkblv

Список литературы:
1. Айдинян С. Армения в Художественном му-
a__ H^_kku ± [Электронный ресурс]. – Режим до-
klmiZ http://old.noev -
kovcheg.ru/article.php?n=59&a=38
2. Выставка художника Гегамяна. – [Электрон-
guc j_kmjk@ ± Режим доступа:
http://www.odessitclub.org/index.php/novosti -i-
publikatsii/1159 -vystavka -khudozhnika -gegamyana
3. Гудыма М. Гегамян Валерий Арутюнович. –
[Электронны й ресурс]. – Режим доступа:
http://odessa -memory.info/index.php?id=309
4. Жадейко А. Преемственность и наследова-
gb_ \ l\hjq_kdhf imlb <Ze_jby =_]ZfygZ>1ggh
\Zpcgbc jha\blhd gZmdb gh\h]h lbkyqhelly ]. –
Матеріали III Міжнародної науково -практичної
dhgn_j_gp€ ± (м. Чернівці, 25 -26 травня 2018
jhdm  ± Херсон : Вид -во «Молодий вчений», 2018.
± C. 14 -17.
5. Жадейко А. Трагизм как «красная нить»
l\hjq_kl\Z <Ze_jby =_]ZfygZ ± Fustria Science . –
2018. – № 15 ( Part 1). – Р. 4 -8.
6. Котова О. Нонконформізм в образотворчому
fbkl_pl\ H^_kb yd y\bs_ культури 60 -80 -х років
OOklhelly>bkdZg^gZmd ± 2008.
7. Кудлач В. Воспоминания об учителе. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_
40/alm_40_234 -239.pdf
8. Литман А. Валерий Гегамян. Гениальный
jbkh\Zevsbd1:EblfZg ± [Электронный ресурс].
± Режи м доступа:
http://hudcombinat.com/2016/07/01
9. Литман А. Валерий Гегамян. Гениальный
jbkh\Zevsbd 11: EblfZg ± [Электронный ре-
kmjk@ ± Режим доступа:
http:/ /hudcombinat.com/2016/07/27
10. Принц крови с Кузнечной улицы. Совре-
f_ggh_ bkdmkkl\h ^_eZ_lky \ H^_kk_ ± [Электрон-
guc j_kmjk@ ± Режим доступа: http://timer -
odessa.net/intervyu/princ -krovi -s-kuznechnoj -ulicy -
sovremennoe -iskusstvo -armenii -delaetsya -v-odesse -
foto.html
11. Романенкова Ю. Мироввоззренческие уни-
\_jkZebbi_ pиодов stilwandlung в мировом художе-
ственном процессе. – К.: Химджест, 2009. – 150 с.
12. Тарасенко О., Носенко А. Художники -про-
k\_lbl_ebH^_kku<_q_jgyyH^_kkZ ± №58 (9189).
– 22 апреля 2010 г.