Американский Научный Журнал БАЛЕТНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА ВАЛЕРИЯ ГЕГАМЯНА 1970-Х ГОДОВ

Аннотация. Статья посвящена творчеству украинского художника армянского происхождения Валерия Гегамяна, которого относят к когорте одесских нонконформистов. Рассмотрен корпус работ на балетную тематику, созданных в 1970-е гг. Проаналазирована фабула, композиционные принципы, колористическое решение, акцентированы стилеобразующие факторы Скачать в формате PDF
American Scientific Journal № (25 ) / 201 9 9
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ

БАЛЕТНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Х УДОЖНИКА ВАЛЕРИЯ ГЕГАМЯНА 1970 -Х ГОДОВ

Жадейко Алексей Николаевич
аспирант, Национальная академия
руководящих кадров культуры и искусств, Украина, Киев

BALLET MOTIFS IN CREATIVE WORK OF ARTIST VALERIY GEGHAMYAN OF 1970 -IES

Zhadeiko A.
Graduate Student,
National Academy of Culture and Arts Management, Ukraine, Kiev

Аннотация . Статья посвящена творчеству украинского художника армянского происхождения Вале-
jby=_]ZfygZdhlhjh]hhlghkylddh]hjl_h^_kkdboghgdhgnhjfbklh\JZkkfhlj_gdhjimkjZ[hlgZ[Ze_l
gmx тематику, созданных в 1970 -е гг. Проаналазирована фабула, композиционные принципы, колористи-
q_kdh_j_r_gb_Zdp_glbjh\Zguklbe_h[jZamxsb_nZdlhju
Resume . The article is dedicated to the creative work of Ukrainian artist of Armenian origin Valeriy Gegha-
myan, who is referred to the cohort of Odessa nonconformists. Massive of works on a ballet theme, created in the
1970s, has been considered, the subject, the compositional principles, color palette, accented by a style -forming
factors, have been analy zed
Ключевые слова : нонконформизм, монументальная живопись, палитра, балетные сцены, академиче-
kdbcjbkmghd^_dhjZlb\ghklv
Key words: nonconformism, monumental painting, palette, ballet scenes, academic drawing, decorative char-
acter

Творчество одесских нонконформистов в со-
\j_f_gghfmdjZbgkdhfbkdmkkl\hagZgbbm`_g_y\
ey_lky Z[khexlghc eZdmghc ihkdhevdm ihke_^gb_
iZjm ^_kylbe_lbc \ fZkkb\_ gZmqguo im[ebdZpbc
ihy\behkvg_fZehbkke_^h\Zgbch[wlhfn_ghf_g_
>bkk_jlZpbyHDhlh\hc>@b ряд ее же статей, мо-
gh]jZnbbklZlvb:Ghk_gdh>@<I_ljZrbdZ<
ImoZj_\Z < KZ\q_gdh E Kfbjghc H LZjZk_gdh
>@:N_^hjmdZ:Oeh[uklbgZ^jagZqbl_evgh
h[e_]qbeb ^hklmi d ihgbfZgbx y\e_gby \p_ehf
H^gZdh g_kfhljy gZ ^h\hevgh h[rbjgmx [b[ ebh
]jZnbx\h[eZklbbkdmkkl\Zh^_kkdh]hghgdhgnhj
fbafZ \ dhgl_dkl_ om^h`_kl\_gghc dmevlmju
kljZgu 11 ihe OO \ fgh]b_ hl^_evgu_ Zki_dlu
ijh[e_fu hklZxlky g_^hklZlhqgh hk\_s_ggufb
LZd fh`gh kdZaZlv h l\hjq_kdhf gZke_^bb h^gh]h
ba agZdh\uo om^h`gbdh\ wlh] h om^h`_kl\_ggh]h
ieZklZ <Ze_jby =_]ZfygZ Fhgh]jZnbq_kdbo bk
ke_^h\Zgbcih_]hl\hjq_kl\mihdZg_lZhl^_evgu_
k\_^_gby h l\hjq_kdhc [bh]jZnbb fZkl_jZ fh`gh
\klj_lblv ij_bfms_kl\_ggh eb[h \ rlm^byo dhf
ie_dkgh]hoZjZdl_jZeb[h\bgnhjfZpbbh\uklZ\
dZo gh gdhgnhjfbklh\ j_`_ ± о его персональной
\uklZ\d_ >@ beb `_ \ j_^dbo \hkihfbgZgbyo _]h
mq_gbdh\>@L\hjq_kl\hhl^_evguoi_jbh^h\
agZdh\u_jZ[hluhk\_s_gudjZcg_kdm^gh>@dZd
\ mdjZbgkdhc lZd b \ Zjfygkdhc bkdmkkl\h\_^q_
kdhc ebl_jZlmj_ :jf _gby ihemqbeZ ^hklmi d agZ
qbl_evghc qZklb l\hjq_kdh]h gZke_^by om^h`gbdZ
ebrv ihke_ _]h kf_jlb ± сыном художника после
ijhsZevghc ihkf_jlghc \uklZ\db \ H^_kk_ [ueh
j_r_gh i_j_^Zlv fgh]h ijhba\_^_gbc gZ Jh^bgm
=_]ZfygZ >@ Gh b \ :jf_gbb _]h bfy ^h kbo ihj
ожидает комплексного изучения на научном, про-
n_kkbhgZevghfmjh\g_Ih -прежнему много лакун,
g_kh\iZ^_gbcg_\uykg_gguonZdlh\aZqZklmxwlh
h[tykgy_lkyg_lhqghklyfb^hdmf_glZevgh]hoZjZd
l_jZ ± источников о жизни художника немного,
\hkihfbgZgby _]h agZdhfu o ^hihegyxlky kljZgb
pZfb ^g_\gbdZ Zjob\gufb ^hdmf_glZfb Gh \ [m
fZ]Zog_j_^dh\klj_qZxlkyg_khkludh\dbnZdlheh
]bq_kdh]hoZjZdl_jZqlhihklhyggh\klj_qZehkv\h
\j_fy b \kdhj_ ihke_ hdhgqZgby <lhjhc Fbjh\hc
\hcgu ± документы меняли, корректировали, вос-
klZg Z\eb\Zeb ihke_ mgbqlh`_gby Fgh]h _s_ g_
\uykg_gguonZdlh\g_fZehhijhl_klh\Zgguo\j_
amevlZl_bamq_gbyZjob\guo^Zgguo\lhfqbke_b
g_dhlhjhu_jZa\_yggu_e_]_g^uKeh`ghklv\uau
\Z_lblhqlhfgh]h^Zgguokhkj_^hlhq_gh\Zjob
\Zo :jf_gbb qZklv bgnhjfZpb b gm`gh bkdZlv \
H^_kk_ ]^_ `be [ ольшую часть жизни художник,
i_j__oZ\kx^Zihke_Zjfygkdh]hfhkdh\kdh]h[b
jh[b^`Zgkdh]h b fZoZqdZebgkdh]h i_jbh^h\ b
qZklvaZibk_cgm`ghih^\_j]Zlvi_j_\h^mbmgbnb
dZpbb >Z`_ Z\lhjkdb_ gZa\Zgby agZdh\uo jZ[hl
=_]ZfygZ agZqbl_evgh hlebqZxlky hl h[s_ijbgy
luodjblbdZfb\ZjbZglh\bj_amevlZlubkke_^h\Z
gbyZjob\guo^Zgguob^g_\gbdh\om^h`gbdZfgh
]h_f_gyxl\ijb\uqguoij_^klZ\egbyohg_fIh
wlhfm hkgh\gZy aZ^ZqZ klZlvb ± актуализовать
l\hjq_kl\h < =_]ZfygZ hl^_evgh knhdm kbjh\Z\
\gbfZgb_gZh^ghfba_]hbgl_j_kg_crboZki_dlh\
± балетных мотивах в живописи художника, пик
bgl_j_kZddhlhjufijbr_ekygZ -е гг.

10 American Scientific Journal № ( 25 ) / 20 19
1970 -е гг. были очень плодотворными в жизни
<Ze_jby=_]ZfygZM`_`b\y\H^_kk_=_]ZfygZd
lb\gh jZ[hlZ_l \ __ o m^h`_kl\_gghc kj_^_
mki_rgh kbgl_abjmy k\hx Zjfygkdmx ©aZd\Zkdmª
kh ki_pbnbq_kdbf fbdjhdebfZlhf x`gh]h fhj
kdh]h ]hjh^Z Om^h`gbd [ue ^h\hevgh g_ex^b
fufkeh`gh\ibku\Zxsbfky\khpbmfq_eh\_dhf
> @ qvbf `bag_gguf dj_^h hlgx^v g_ [ueZ
meu[dZ dZd emqrbc hl\_l gZ ex[h_ kh[ulb_ B
hkdhehqhklv _]h ihdZe_q_gghc g_ \ h^ghf ihdhe_
gbb [bh]jZnbb djh\hlhqZs_c fgh]bfb rjZfZfb
[he_ag_gguokh[ulbchlgx^vg_[ueZfgh]h[_sZ
xsbf]jmglhf^eye_]dhc\ibku\Z_fhklb\kj_^m
dhlhjZy kZfZ ih k_[_ ^h\hevgh dZijbagZ b ki_pb
nb qgZ H^_kkdZy rdheZ hq_gv [h]ZlZ ljZ^bpbyfb
x`ghjmkkdbcbfij_kkbhgbklbq_kdbc©[Z]Z`ªk^_
eZe__dhehjbl[h]ZlufbkZfh^hklZlhqgufb\imk
dZlv \ k\hb g_^jZ gh\u_ \_ygby d lhfm `_ klhev
hlebqgu_hlkh[kl\_gguoZdh_\q_fbijhlb\hih
eh`gu_ h^_kkdZy ihq\Z расположена не была ни-
dh]^Z<g_^jblvky\__ihlZ_ggu_kehbg_e_]dhgh
=_]Zfyg \ibkZeky \ h^_kkdmx om^h`_kl\_ggmx
`bagv ^hklZlhqgh hj]Zgbqgh <_jg__ klZe __ qZ
klvx gh g_ ijbkihkZ[eb\Zykv b g_ ehfZykv wlh]h
\hh[s_ g_ [ueh \ _]h oZjZdl_j_ Bf_y aZ ie_qZ fb
m`_g_lZdhcfZeuchiul[m^mqbmq_gbdhfFKZ
jvygZ ijhbkoh^y ba ZjbklhdjZlbq_kdhc k_fvb ih
emqb\ij_djZkgh_h[jZah\Zgb_bk^_eZ\dlhfmfh
f_glm \_kvfZ g_iehomx dZjv_jm knhjfbjh\Z\ bg
^b\b^mZevgmx fZg_jm kh[kl\_gguc h[ebd
om^h`gbdklZeqZklvxh^_kkdh ]hl\hjq_kdh]hfbd
jhdebfZlZijbwlhfg_\iblu\Zy\k_[y_]h\ha^_c
kl\b_ lZd qlh[u hgh fh]eh qlh -то поменять в его
klbe_bebh[jZa_^_ckl\bcHghj]Zgbqghk`bekyk
l\hjq_kdhcH^_kkhc ± много лет преподавал, с 1964
] [m^mqb g_hlt_fe_fhc qZklvx i_^Z]h]bq_k dh]h
bgklblmlZ ]^_ klZe hkgh\Zl_e_f agZf_gblh]h
©om^]jZnZªgh_]hZjfygkdb_dhjgbg_klZebf_g__
yjdh \b^gu \ l\hjq_kdhc fZg_j_ om^h`_kl\_gguc
yaud g_ baf_gbeky H^_kkZ ]hkl_ijbbfgZ gh ijb
^bjqb\Z b `_kldZ \ hl[hj_ l_o dlh hklZ_lky k g_c
gZkh\k_f b klZ gh\blky __ qZklvx Gh b =_]ZfygZ
g_evaygZa\Zlvmkem`eb\ufmq_gbdhf]hlh\ufgh
kblv fZglbxaZ ohaybghf iheh`_gby <klj_lbebkv
^\Zdj_idbofhgheblZbh^bgklZeqZklvx^jm]h]h
g_mljZlb\k\h_]h©Yª
С каждым годом художник творчески обога-
sZeky gh g_ l_jye самобытности, в большинстве
k\h_f hkgh\u\Zxs_cky gZ gZpbhgZevguo ghldZo
?]h fZg_jZ ihebk_]f_glgZ dZd ex[hc om^h`gbd
hgbkiulu\Zep_euckhgf\ebygbcklbe_cbfZkl_
jh\dhlhjuokqblZe^eyk_[yZ\lhjbl_lZfb\bkdmk
kl\_ b g_ [hyeky mqblvky \kx `bagv ij_de hgyykv
i_j_^fZkl_jkl\hf>@Ghbf_ggh]eu[ZZ\lhjbl_lZ
_]hmqbl_eykbf_g_fdhlhjh]hg_jZaju\ghk\yaZgh
bfykZfh]h=_]ZfygZklZeZh^ghcbaijbqbgihy\
e_gby hll_gdZ ljZ]bafZ \ fZg_j_ om^h`gbdZ Hg
kZfij_dehgyeky i_j_^KZjvyghfdhlhjh]hkqblZe
^jm]hf gZklZ\gbdhfMqbl_e_f[_amij_qgufwlZ
ehghf \ bkdmkkl\_ G_ [m^mqb gb \ dh_c f_j_ wib
]hghfhgl_fg_ f_g__ mqbekyb i_j_gbfZe ohly
\ _]h om^h`_kl\_gghf yaud_ g_l b l_gb dhibjh\Z
gby \lhjbqghklbGh\_ebqb_ KZjvygZ g_j_^dhaZ
lf_\Zeh fhsv kZfh]h =_]ZfygZ  hg hdZau\Zeky \
l_gb k\h_]h \_ebdh]h gZklZ\gbdZ Wlh lhl kZfuc
dhfihg_gl ©iv_^_klZevghklbª >@ dhlhjuc g_
j_^dhehfZekm^v[ulZeZgleb\uffZkl_jZfhklZ\
eyy bo \ l_gb [he__ ba\_klguo Mqbl_e_c >ey =_
]ZfygZg_[uehijh[e_fhcijbagZ\Zlvjhevmq_gb
q_kl\Z> ] – любой мастер проходит эту стадию, но
ebrv bklbgguc om^h`gbd kbevguc ^mohf kihkh
[_gij_dehgblvdhe_ghi_j_^gZklZ\gbdhfghhklZ
\blv_]h\ebygb_\mq_gbq_kdhfi_jbh^_gZklZ^bb
klZgh\e_gby =_]Zfyg [ue ba lZdbo mq_gbdh\ ± он
\iblZe \ha^_ckl\b_ gh \u r_e ba ©i_e_ghdª mq_
gbdZi_j_jZ[hlZ\\ebygb_kbgl_abjh\Z\kq_jlZfb
bguo [ebadbo ih ^mom fZg_j fZkl_jh\ ijhreh]h
ghljZgknhjfbjh\Ze\kh[kl\_ggucklbevkZfhklh
yl_evguc b bg^b\b^mZevguc AgZqbfhklv _]h mq_
gbq_kl\Z g_ljm^gh ^hdZaZlv ± об увлеченности Г е-
]ZfygZ p_euf jy^hf fZkl_jh\ ij_`gbo wiho ]h\h
jblij_`^_\k_]hlhqlhmg_]h\l\hjq_kdhf[Z]Z`_
_klv g_fZeh dhibc \hevguo i_j_jZ[hlhd =_]Zfyg
[uehq_gv m\e_q_g ^j_\g__]bi_lkdbfb^j_\g_]j_
q_kdbf bkdmkkl\hf h[h`Ze <jm[_ey \ fZg_j_ dh
lhjh]h kha^Ze p_eu c jy^ jZ[hl iulZykv ihklbqv
\gmlj_ggxx kmlv ihq_jdZ Z g_ ijhklh kjbkh\Zlv
\g_rgxxZljb[mlbdmrlm^bjh\Zebdhibjh\Ze=h
]_gZ b FZlbkkZ ij_dehgyeky i_j_^ fZkl_jkl\hf
jmkkdbo om^h`gbdh\ ± копировал Корина, Репина,
K_jh\Z;jxeeh\ZBgl_j_kghqlh\u[hjh[j Zaph\
^ey ©ij_iZjbjh\Zgbyª fZg_ju b ihiulhd ba\e_qv
qlh -то близкое для своего внутреннего «я» не был
kemqZ_g \k_ ba[bjZ_fh_ h[t_^bg_gh h[sbfb q_j
lZfb =_]Zfyg [ue ij_djZkguf jbkh\Zevsbdhf
ZdZ^_fbq_kdZy\umqdZ^eyg_]h[ueZgZi_j\hff_
kl_ ihwlhfm m\e_q_ gghklv jmkkdbfb fZkl_jZfb ,,
iheO1ObgZqOO\\\dZq_kl\_wlZehgh\\iheg_
ihgylgZ Kdehgghklv d ihklbfij_kkbhgbklZf
Z\Zg]Zj^m\dZq_kl\_h[t_dlh\bgl_j_kZ e_]dhh[t
ykgblv ly]hc d iehkdhklghklb b ^_dhjZlb\ghklb \
fZg_j_ kZfh]h =_]ZfygZ ohly \ _]h ^g_ \gbdh\uo
aZibkyofh`gh\klj_lblvg_\_kvfZe_klgu_hlau\u
h^_dhjZlb\ghklb\om^h`_kl\_gghcfZg_j_<^Zg
ghf kemqZ_ kmlv klhbl bkdZlv \ lhf qlh bf_ggh
\deZ^u\Zlv \ dZl_]hjbx ©^_dhjZlb\ghklvª =_
]ZfyghljbpZeagZqbfhklv ih\_joghklghcZljb[m
lb\ghc^_dhjZlb \ghklb\_]h`_jZ[hlZoj_qvb^_l
h ^_dhjZlb\ghklb dZd we_f_gl_ bg^b\b^mZevgh]h
klbey kbghgbfbabjh\Zgghf k iehkdhklghklvx
h[h[s_gghklvxeZdhgbqghklvxbagZdh\hklvxeh
dZevguop\_lh\uoiyl_g:bgl_j_kd<jm[_exih
fbfh \g_rgbo Zki_dlh\ fZg_ju bf__l b ] em[bg
gu_ijbqbgu ± его внутренняя сложность и трагич-
ghklv i_j_debdZxlky k l_f qlh iblZ_l h[jZau
kZfh]h =_]ZfygZ ihqlb \k_]^Z hll_g_ggu_ ljZ]ba
fhf b [hevx >@ =_]Zfyg [m^mqb ij_djZkguf jb
kh\Zevsbdhf hlf_gguf dhehjbklhf klbebaZlh
jhfohjhrbfdhfihablhj hfihkmlbfh][u[ulv
\_ebdhe_iguf l_ZljZevguf om^h`gbdhf [m^mqb
fhgmf_glZebklhfqm\kl\mynhjfmhlijbjh^uqlh
[ueh hlrebnh\Zgh ^ebl_evgufb ZdZ^_fbq_kdbfb
rlm^byfb \k_ `_ [ue keh\gh aZ^_jgml dbk__c \_
ebqby k\h_]h mqbl_ey KZjvygZ Hg \oh^be \ bklh

American Scientific Journal № (25 ) / 201 9 11
рию искусства как ученик Сарьяна, но не как Ге-
]Zfyg Km^v[u ©\_qgh \lhjuoª ihjhc kdeZ^u\Z
ebkv ljZ]bqgh ohly ih hlghr_gbx d =_]Zfygm
`bagv \k_ `_ [he__ g_kdhevdh [eZ]hkdehggZ ± его
bfy ihkl_i_ggh gZqbgZxl \\u\h^blv ba l_gb Zjl -
кураторы, коллекционеры, хотя на то, чтобы лич-
ghklv om^h`gbdZ aZgyeZ ^he`gh_ f_klh \ bklhjbb
bkdmkkl\Zgm`gh_s_g_fZeh\j_f_gbbmkbebc
1970 -е гг. – это время, когда он уже жил и ра-
[hlZe\H^_kk_mg_]hm`_[ueZk_fvy ± жена и сын,
hgljm^beky\i_^Z]h]bq_kdhfbgklblml_l_gZoh
^be ky kj_^b klm^_glh\ dhlhjuf ijb\b\Ze m\Z`_
gb_ d ljm^m om^h`gbdZ aZklZ\eyy ihklb]Zlv Zau
fmrlju b ly`dhc jZ[hlu aZqZklmx jmlbgghc
ij_`^_q_fihemqblvijZ\hkdaZZlv©y ± художник,
lZd \b`mª b mclb \ klhjhgm hl ZdZ^_fbafZ Kj_^b
fhlb\h\ d dhlhjuf =_]Zfyg h[jZsZ_lky \  -е
]]bdhlhju_ex[hfmom^h`gbdmhq_gvg_e_]dh\Z
jvbjh\Zlv \ gh\hf dexq_ ± балетные мотивы. Не-
e_]dhihlhfmqlhdl_f_lZgpZ[Ze_lZgZijhly`_
gbbg_h^ghcwihoblygmehhq_gvfgh]boom^h`gb
dh\ ± уж очень выгодна эта тема с точки зрения
f_lh^h\ h[jZahl\hjq_kl\Z dhfihabpbhggh ijbly
]Zl_evgZ jblfbq_kdb \ub]jurgZ LZgph\sbp
bah[jZ`Zeb_s_^j_\gb_ _]bilyg_ Z m\e_q_gghklv
=_]ZfygZ _]bi_lkdhc ^j_\ghklvx ba\_klgZ b ih^
l\_j`^_gZaZibkyfb\ebqghf^g_\gbd_ hq_gvbg
l_j_kgu bah[jZ`_gby Zdjh[Zlhd и танцовщиц у
^j_\gbo ]j_dh\ gZqbgZy _s_ k djblh -микенского
i_jbh^Z\ebygb_dhlhjh]h[_aljm^Zfh`ghm]Z^Zlv
\iZj_dZjlhgh\=_]ZfygZ -х гг., трудно устоять
i_j_^ rZjfhf [Ze_lguo iZkl_e_c >_]Z _]h `_
[jhgah\hc xghc lZgph\sbpu g_ m\e_qvky kf_eh
klvx и необычностью в идения в произведениях де
Lmema -Лотрека, которые стали одой миру сцены, не
fh`_l g_ ijb\e_qv \gbfZgb_ l_ZljZevgZy ^_dhjZ
lb\ghklv[Ze_lguobl_ZljZevguofhlb\h\jmkkdbo
fZkl_jh\ k_j_[jygh]h \_dZ ± все это вдохновляло
fgh]bofZkl_jh\G_klZ ebkdexq_gb_fb=_]Zfyg
Hglh`_g_mklhyei_j_^lZgp_\Zevghcklbob_cgh
_]h [Ze_lguc fbj kh\_jr_ggh bghc H ijbqbgZo
_]haZbgl_j_kh\Zgghklb[Ze_lhflZgp_ffh`gh]Z
^Zlv<_^vgbh^gZbajZ[hlg_bf__lijyfhc©i_j_
debqdbªkh[jZapZfbhgb\khgf_[Ze_lgu oh[jZ
ah\ hklZeky kh[hc H[jZahnhjfbjh\Zgb_ =_]ZfygZ
\wlhck_jbbijhba\_^_gbcih`ZemcdZdg_evay[h
e__g_h[uqghLZg_p [Ze_l \k_]^ZZkkhpbbjh\Zeky
ij_`^_ \k_]h k e_]dhklvx ijhajZqghklvx fy]dhc
jblfbdhc]jZpb_ch[jZah\=_]Zfyg`_ehfZ_l\k_
kl_j_hlb iu khojZgyy k\hc klbev b \ wlhf kemqZ_
H[jZau lZgph\sbp dhlhju_ [ueb kha^Zgu bf \
1970 -е гг., как всегда, довольно тяжеловесны, теат-
jZevgh -плоскостны, схематичны. По сути, это ти-
ibabjh\Zggu_h[jZau\dZ`^hcbajZ[hlom^h`gbd
ibr_l g_ \^hogh\b\rmx dhgdj _lgmx fh^_ev Z
h[h[s_gguch[jZahl\^hogh\bl_eydhlhjh]h\jZ
[hlZog_hklZ_lkybke_^ZnZdlbq_kdblZbebbgZy
fh^_ev _keb hgZ b [ueZ  ijhklh ihkem`beZ lheq
dhf^eyjh`^_gby`_eZgbyjbkh\ZlvibkZlvaZklZ
\beZm\b^_lvdjZkhlm\hq_j_^ghckx`_lghcebgbb
но не более, лишь спровоцировав всплеск вдохно-
\_gby b hlhc^y \ l_gv Fh`gh ij_^iheh`blv qlh
lheqdhf^ey m\e_q_gghklb =_]ZfygZ [Ze_lghcklb
ob_c klZeh _]h h[s_gb_ k jh^kl\_ggbp_c ba\_kl
ghc Zjfygkdhc Zdljbkhc dbgh b lZgsh\sbp_c [Z
e_jbghcEZmjhc<ZjlZgyg знакомство с ее творче-
kl\hf Gb h^gZ ba jZ[hl g_ ihjlj_lgZ gh
ij_^iheZ]Zlv k\yav f_`^m bgl_j_khf d l\hjq_kl\m
agZf_gblhc Zjfygkdhc [Ze_jbgu b m\e_q_gghklvx
lZgp_\Zevghc l_fhc fh`gh H[jZau g_ ijhklh g_
ihjlj_lguZlbibabjh\Zgu\[hevrbgkl\_kemqZ_\
h[_ aebq_gu ]eZaZ beb hlkmlkl\mxl \h\k_ beb
lhevdh gZf_q_gu iylgZfb qlh ijb^Z_l _s_ [hev
r_c h[h[s_gghklb b mkeh\ghklb ;hevr_ dhgdj_
lbdb_klvebrv\g_kdhevdbojZ[hlZok^_eZgguo\
fZg_j_<jm[_ey
Балетные образы кисти Гегамяна привлекают
ij_`^_\k_]hkh\_j r_ggh^bkkhgZgkgufj_r_gb_f
± они прямо противоречат устоявшемуся представ-
e_gbxZkkhpbZlb\ghfm\hkijbylbxlZgpZ[Ze_lZ
KlbobylZgpZ ± это прежнего всего хрупкость, лег-
dhklv \ha^mrghklv djZkhlZ ^\b`_gby bays_kl\h
jblfbdb =_]Zfyg `_ ljZdlm_l k\hb h[jZ au Z[kh
exlghbgZq_g_ hloh^yhlk\h_]hh[uqgh]hoZjZd
l_jZ i_jkhgZ`_c hl lbibaZpbb b fhsb ijbkml
kl\mxsbob\hfgh]bo_]h[Ze_lguofhlb\ZoEbrv
baj_^dZhgijb[_]Z_ldbghcljZdlh\d_ghb\lZdbo
kemqZyo g_ \ibku\Z_lky \ h[s_ijbgyluc rZ[ehg
h[jZahl\hjq_k l\Z \ dhgl_dkl_ [Ze_lgh]h fbjZ
Fgh]b_ ba [Ze_lguo fhlb\h\ ibkZebkv om^h`gb
dhfg_gZohekl_ZgZdZjlhg_bbgh]^Z ± с приме-
g_gb_f l_fi_ju Z g_ fZkeZ ©;Ze_jbgZ k ^mfy \Z
aZfbª  -е гг., темпера, масло, картон; «Балет»,
gZq -х гг., темпера, масло, картон). Темпера с
__ \hafh`ghklyfb dZd g_evay emqr_ ih^oh^bl ^ey
kha^Zgby^_dhjZlb\guodZjlhgh\dZdb^eyjZ[hlu
gZ^kha^Zgb_fl_ZljZevguo^_dhjZpbc ± в Гегамяне
g_hkihjbfh gZebqb_ gZqZeZ l_ZljZevgh]h om^h`
gbdZ hg fh] [ulv b ij_djZkguf kp_gh]jZnhf D
lhfm`_hgZ ohjhrZ b^ey fhgmf_glZevguoiheh
l_gZjZ[hlu=_]ZfygZihqlb\k_]^Z\_ebdbihjZa
f_jmqlhdhg_qghg_fh]ehkihkh[kl\h\Zlvkha^Z
gbx hsms_gby bays_kl\Z [Ze_lguo h[jZah\ b
wlh]h\i_qZle_gbyom^h`gbd^h[b\Zekybgufbf_
lh^Zfbghg_`_jl\h\ZejZ af_jZfbdZjlhgh\bohe
klh\Ijhlb\hj_qblh[s_ijbgylhfmrZ[ehgmij_^
klZ\e_gby h [Ze_l_ ij_`_ \k_]h lh qlh [hevrbg
kl\h [Ze_jbg \ jZ[hlZo =_]ZfygZ ijhqgh klhyl gZ
a_fe_ gZ dhj_gZkluo dj_idbo gh]Zo \ gbo g_l gb
hll_gdZ ]jZpbb b bays_kl\Z k dhlhjufb h[uqgh
k\yau\ZxllZgph\sbpBdhfihabpbhggh_j_r_gb_
dZ`^uc jZa ih^q_jdb\Z_l fhgheblghklv b fhsv ±
оно часто склонно к пирамидальности, т.е. наибо-
e__mklhcqb\ufnhjfZfG_j_^dh[Ze_jbgug_ijh
klhklhylgZa_fe_Zg__^\ZdZkZxlky__dhgqbdZfb
iZevp_\gh]Zklhy lih^h[ghdhehkkZfgZrbjhdh
jZkklZ\e_gguogh]Zoihqlb\k_]^Z ± прямых, как в
jblmZevghfrZ]_m^j_\gbo_]bilygWlhkdhj__fb
d_eZg^`_eh\kdbcijbgpbikha^Zgbynhjfukdmev
ilmjgucghg_ik_\^hjm[_gkh\kdbcdZdbgh]^Zib
rml h `_gkdbo i_jkhgZ`Zo =_]ZfygZ >@ Wlb h[
jZau keh\gh \ujm[e_gu gh g_ \ue_ie_gu
`b\hibkv jZafZrbklZ iehkdhklgZ fZkl_j ibr_l
rbjhdbfb fZadZfb Bgl_j_kgZ _s_ h^gZ aZdhgh

12 American Scientific Journal № ( 25 ) / 20 19
мерность: почти всегда фигуры танцовщиц заком-
ihgh\Zgu lZd qlh klhiu gh] kj_aZgu ± такое ком-
ihabpbhggh_ j_r_gb_ [ueh явно продуманным,
kf_euf gZjmr_gb_f hkgh\guo aZdhgh\ dhfihab
pbb gh lhqgh mfure_gguf lZf ]^_ dhfihabpby
ij_^iheZ]Z_lgZebqb_klhihgb\k_`_g_ijhjbkh
\Zgu l_ hlkmlkl\mxl lh`_ gZf_j_ggh ©LZg_pª
1970 -е гг., картон, карандаш). Такая черта присут-
kl\m _l \ jZ[hlZo ©;Ze_jbgZ \ [_ehfª  -е гг.,
dZjlhgfZkeh ©;Ze_jbgZk^\mfy\ZaZfbª  -е
]] dZjlhg l_fi_jZ fZkeh  ©;Ze_jbgZ k \ukhdbf
\hjhlgbdhfª  -е гг., картон, масло), «Обнажен-
gZy[Ze_jbgZª  -е гг., картон, масло).
Исключением во мног их аспектах можно
gZa\Zlv dZjlhg ©=hem[h]eZaZy [Ze_jbgZª gZq
1970 -х гг., картон, масло, рис. 1). Здесь иначе все –
фон, который написан в «цветах земли», но с
bgufb fZadZfb kha^Zxsbfb oZhlbqghklv gZklj_
gby Z g_ ijb_fhf ©l_ZljZevgh]h aZ^gbdZª dh]^Z
nhg дается единой цельной плашкой, иногда
^\mp\_lb_fgh]eZ\gh_ ± сам тип образа. Такой ме-
lh^ gZibkZgby nhgZ fh`gh \b^_lv _s_ \ dZjlhg_
©H[gZ`_ggZy[Ze_jbgZª  -е гг., картон, масло),
Z\hllZdhclbinb]mju ± нет, он, пожалуй, исклю-
qbl_e_g ;Ze_jbgZ \ wlh f dZjlhg_ ij_^klZ\e_gZ
k\_leh\hehkhc qlh [ueh j_^dhklvx ^ey `_gkdbo
h[jZah\ =_]ZfygZ k \u^_e_ggufb ]hem[ufb iyl
gZfb ]eZa qlh lh`_ ijb^Z_l bg^b\b^mZevghklb
gb`gyyqZklvdhjimkZiheghklvxkdjulZfZkkb\hf
iurgh]h ieZlvy ihwlhfm dhj_gZklhklv gh] klZg
^Zjl gZy ^ey h[jZah\ lZgph\sbp om^h`gbdZ a^_kv
hlkmlkl\m_l:\hllhjkr_yjmdb ± все говорит об
bays_kl\_ b ]jZpbb qlh klbev j_^dh fh`gh [ueh
m\b^_lv ^Z`_ \ [Ze_lguo fhlb\Zo Zjfygkdh]h fZ
kl_jZM^ebg_ggZyr_ylhgdb_ bwe_]Zglgu_jmdb
ke_]dZ gZdehg_ggZy ] heh\dZ ± все дышит грацией.
>\b`_gb_ e_\hc jmdb [Ze_jbgu keh\gh hibjZx
s_cky gZ iurgu_ x[db ijyfhc kh ke_]dZ kh]gm
luf iZevp_f dbklb \uau\Z_l \ iZfylb m^b\b
l_evgh djZkb\uc ih jblfbd_ ihjlj_l lZgph\sbpu
B^uJm[bgrl_cgjZ[hlu<K_jh\ZdhlhjuclZd`_
g_ ] Zjfhgbjh\Ze k rZ[ehggufb ij_^klZ\e_gbyfb
h[s_kl\Zh`_gkdhc]jZpbb
В балетных мотивах Гегамяна есть интересная
Zeexaby gZ ^j_\g_]j_q_kdb_ fhlb\u ijb q_f g_
deZkkbq_kdh_ [he__ mkihdh_ggh_ ieZ\ghc jblfb
dhc b aZ\_jr_gghklvx dhfihabpbhgguo ko_f Z
_s_gZZ joZbq_kdh_^Z`_djblh -микенское. В таких
jZ[hlZo ljm^gh h[hclbkv [_a ijh\_^_gby iZjZee_
e_c]^_ -то – с фресками минойского периода («Ба-
e_lª gZq  -х гг., картон, темпера, масло), где -
то – с архаическими корами с их симметрией и
ij_^klhygb_f ©;Ze_jbgZ с двумя вазами», 1970 -е
]]dZjlhgl_fi_jZfZkehjbk Ex[hiulghqlh
ihkdhevdm nb]mju dhj_gZklu b fm`_ih^h[gu ih -
микеланджеловски словно вырублены из глыбы,
kdhj__ gZijZrb\Z_lky iZjZee_ev g_ k dhjZfb Z k
dmjhkZfbmoh^ysbfbdhjgyfb\^j_\g__]bi_ lkdbc
kdmevilmjguckhgfh[jZah\<jZ[hl_ ©;Ze_jbgZ\
[_ehfª  -е гг., картон, масло) в нижней части
dhfihabpbb \b^gZ ihehkZ hjgZf_glZ ± «пере-
debqdbª k q_jghnb]mjghc b djZkghnb]mjghc \Zah
ibkvx ^j_\gbo ]j_dh\ kijylZlv \ wlbo kemqZyo
keh`ghhgbe_`ZlgZ ih\_joghklb\hkijbylbybZk
khpbZlb\gh]hjy^Z
Интересно, что почти все балетные образы ху-
^h`gbdZ\dhlhjuofh`ghmkfhlj_lv^j_\g_]j_q_
kdb_ghldbl_ieu_fh`ghkdZaZlv ± горячие по ко-
ehjblm H[s__ p\_lh\h_ a\mqZgb_ wlbo jZ[hl lh`_
©i_j_debdZ_lkyªbk^j_\ g_]j_q_kdhc\Zahibkvxb
kdjblkdbfbnj_kdZfb
Рисунок 1. Гегамян В. «Голубоглазая балерина». Рисунок 2. Гегамян В. «Балерина с двумя
Нач. 1970 -х гг., картон, масло вазами». 1970 -е гг., картон, темпера, масло

American Scientific Journal № (25 ) / 201 9 13
Любопытно, что, например, в картоне «Балет»
h^gZ ba nb]mj p_gljZevgZy oheh^gZ ih dhehjblm
hklZevgh_ ± теплое, так что не может не всплыть в
iZfylb ©Kh[bjZl_ev rZnjZgZª ba Dghkkdh]h
^\hjpZ HjgZf_glZevgh_ kh\_jr_gkl\h Zglbqguo
\Za (а в картоне «Балерина с двумя вазами» мы ви-
^bf^\_ZfnhjuneZgdbjmxsb_nb]mjm[Ze_jbgu
ih^h[gh Z^hjZglm kha^Zxsmx p_gljZevgmx hkv
dhfihabpbb  k _]h kbff_ljb_c b jZaf_j_gghklvx
lh`_ gZeh`beh hli_qZlhd gZ dhfihabpbhggh_ j_
r_gb_jy^Zijhba\_^_gbcom^h`gb dZ
Ритмика в балетных мотивах кисти Гегамяна –
пожалуй, один из самых интересных аспектов. Ни
h^bgh[jZaba[Ze_lghcebgbbijhba\_^_gbcg_h[
eZ^Z_l ieZ\ghklvx b l_dmq_klvx jblfZ ± все фи-
]mju h[jZah\Zgu ©jm[e_gufbª nhjfZfb mkm]m[
e_ggufb hkljufb m]eZfb fy ]dhklv b i_\mq_klv
lZgp_\Zevguo ^\b`_gbc Z[khexlgh hlkmlkl\mxl
qlhkgh\Zih^q_jdb\Z_lbg^b\b^mZevghklvih^oh^Z
om^h`gbdZbdwlhcl_f_>Z`_]heh\uba]b[ujmd
^\b`_gby gh] ± все выстроено резкими линиями,
gZhlfZrv jZafZrbklh ©gZ \^ho_ª <k_ dhfihab
pbb открыты для зрителя, замкнутые почти отсут-
kl\mxl h[jZau aZqZklmx ZgnZkgu qlh lh`_ ijb
^Z_l klZlbqghklb <uiZ^Zxl ba wlhc oZjZdl_jb
klbdb ebrv g_dhlhju_ jZ[hlu h[t_^bg_ggu_
h^ghcq_jlhcbg_\ibku\Zxsb_ky\h\k_\ur_i_
j_qbke_ggu_ oZjZdl_jbklbdb IjbqbgZ i jhklZ ±
они созданы в манере Врубеля. Поэтому и колорит,
b dhfihabpbhggu_ j_r_gby b lbiZ`b ± все иное.
Mib\Zlvky fZg_jhc jmkkdh]h fZkl_jZ =_]Zfygm
ijboh^behkv qZklh wlh gZreh \ujZ`_gb_ \ p_ehf
jy^__]hjZ[hl<[Ze_lguofhlb\ZowlhyjdhkdZaZ
ehkv \ ohekl Zo ©H[gZ`_ggZy gZ l_fghf nhg_ª
(1970 -гг., холст, масло), «Балерина в темном»
(1970 -е гг., холст, масло), «Балерина в светлом»
gZq -х гг., холст, масло). Примечательно, что,
\hlebqb_hlhklZevguo[Ze_lguofhlb\h\©\jm[_
e_\kdb_ª gZibkZgu g_ gZ dZjlhg _ Z gZ ohekl_ Bo
`b\hibkgZyfZg_jZfhaZbqgZhgb[he__ihoh^ylgZ
fhgmf_glZevgu_iZggh\h\k_o^hfbgbjm_loheh^
gZy]ZffZ\k_h[jZauojmidbbmlhgq_ggu\hleb
qb_hl\k_obguo]_]Zfygh\kdbolZgph\sbpBgl_
j_kgZ b jZagbpZ \ dhfihabpbhgguo ijb_fZo jbl
fbd _ <h \k_o wlbo oheklZo ijbf_g_g ijb_f
^bZ]hgZevgh]h jblfZ nb]mju nZdlbq_kdb \uly
gmlubae_\h]h\_jog_]hm]eZnhjfZZ\ijZ\ucgb`
gbcZwlh\hlebqb_hlibjZfb^Zevgh -монолитных
dZjlhgh\l_iehc]Zffu^Z_lkZfuc[_kihdhcgucb
g_j\haguc oZjZdl_j jZ[hlZf < jm[_e_\kdZy ljZd
lh\dZ [Ze_lguo h[jZah\ [ueZ hq_gv [ebadZ =_
]Zfygm ± в совершенно ином ключе, с применением
^jm]h]h om^h`_kl\_ggh]h bgkljmf_glZjby gh hg
i_j_^Z\Zelh`_\gmlj_gg__khklhygb_ ± надлома и
[_kihdhckl\Z\^ZgghfkemqZ_mkm]m[ey_fh_bl_f
gufo heh^gufdhehjblhfbgh]^Zh[jZauaZl_fgy
ebkvgZklhevdhqlh^hoh^behihqlb^hkbemwlghklb
boljZdlh\db ©;Ze_jbgZ\l_fghfª 
С этими работами, как и со многими другими
ijhba\_^_gbyfb < =_]ZfygZ  khijy`_gh \k_ _s_
g_fZeh \hijhkh\ ^Z`_ gZa\Zgby jZaf_ju oheklh\
± зачастую подаются в разных источниках по -раз-
ghfmOhekl©;Ze_jbgZ\k\_lehfªqZklhij_ih^gh
kblkyajbl_exkgZa\Zgb_f©;_euce_[_^vª>@jZ
[hlZ ©;Ze_jbgZ \ l_fghfª ± как «Черный лебедь»
>@hlebqZxlkybmdZau\Z_fu_^Zlbjh\dbijhba\_
^_gbc bobgh]^Z hlghkyl_s_ d -м гг. [8]. По-
kdhevdmwlbohekluojZgylky\qZklguodhee_dpbyo
bo bamq_gb_ g_kdhevdh aZljm^g_gh b mlhqg_gby \
^Zggu__s_ij_^klhbl\ghkblv
Список литературы:
1. Айдинян С. Армения в Художественном
fma__H^_kku ± [Электронный ресурс]. – Режим до-
klmiZ http://old.noev -
kovcheg.ru/article.php?n=59&a=38
2. Выставка художника Гегамяна. – [Элек-
ljhgguc j_kmjk@ ± Реж им доступа:
http://www.odessitclub.org/index.php/novosti -i-
publikatsii/1159 -vystavka -khudozhnika -gegamyana
3. Гудыма М. Гегамян Валерий Арутюнович.
– [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://odessa -memory.info/index.php?id=309
4. Жадейко А. Преемственность и наследова-
gb_ \ l\hjq_kdhf imlb <Ze_jby =_]ZfygZ>1ggh
\Zpcgbc jha\blhd gZmdb gh\h ]h lbkyqhelly@ ±
Матеріали III Міжнародної науково -практичної
dhgn_j_gp€ ± (м. Чернівці, 25 -26 травня 2018
jhdm  ± Херсон : Вид -во «Молодий вчений», 2018.
± C. 14 -17.
5. Жадейко А. Трагизм как «красная нить»
l\hjq_kl\Z <Ze_jby =_]ZfygZ ± Fustria Science . –
2018. – № 15 ( Part 1). – Р. 4 -8.
6. Котова О. Нонконформізм в образотвор-
qhfm fbkl_pl\ H^_kb yd y\bs_ культури 60 -80 -х
jhd\ OO klhelly  >bk dZg^ gZmd  ±
2008.
7. Кудлач В. Воспоминания об учителе. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_
40/alm_40_234 -239.pdf
8. Литман А. Валерий Гегамян. Гениальный
jbkh\Zevsbd1:EblfZg ± [Электронный ресурс].
± Режи м доступа:
http://hudcombinat.com/2016/07/01
9. Литман А. Валерий Гегамян. Гениальный
jbkh\Zevsbd 11: EblfZg ± [Электронный ре-
kmjk@ ± Режим доступа:
http:/ /hudcombinat.com/2016/07/27
10. Принц крови с Кузнечной улицы. Совре-
f_ggh_ bkdmkkl\h ^_eZ_lky \ H^_kk_ ± [Электрон-
guc j_kmjk@ ± Режим доступа: http://timer -
odessa.net/intervyu/princ -krovi -s-kuznechnoj -ulicy -
sovremennoe -iskusstvo -armenii -delaetsya -v-odesse -
foto.html
11. Романенкова Ю. Мироввоззренческие уни-
\_jkZebbi_ pиодов stilwandlung в мировом художе-
ственном процессе. – К.: Химджест, 2009. – 150 с.
12. Тарасенко О., Носенко А. Художники -про-
k\_lbl_ebH^_kku<_q_jgyyH^_kkZ ± №58 (9189).
± 22 апреля 2010 г.