Американский Научный Журнал ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЦЗЯНЬЧЖИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (12-17)

Статья обращена к феномену многотысячелетнего народного искусства Китая. Благопожелательная символика цзяньчжи, китайского искусства ручного вырезания из бумаги узоров, исходит от орнаментальных образов, а те, в свою очередь, отражают национальные мифологические и религиозные представления, жизненный уклад, объективную реальность и являются универсальным языком для познания народного менталитета. Народные мастера древнего Китая, вложив в декоративные композиции цзяньчжи символическое значение с функцией оберега, желали ее владельцам счастливой и долгой благополучной жизни. Семантика «бумажного кружева» многогранна и глубока, а традиция его использования в качестве декора, сопровождающего значимые для человека дни праздников и торжеств, актуальна и сегодня. Все это позволяет утверждать, что именно этот уникальный вид народного искусства, продолжая своѐ активное развитие в различных формах в современном мире, стал узнаваемым «фирменным стилем» Китая. Скачать в формате PDF
12 American Scientific Journal № ( 37 ) / 2020
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 394.2+7.04

ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОГ О КИТАЙСКОГО ОРНАМЕ НТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ЦЗЯНЬЧЖИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Мартынова Н.В.
кандидат педагогических наук, до цент кафедры дизайна,
ДПИ и этнокультуры,
Тихоокеанский государственный университет,
Россия, г. Хабаровск
Слипецкая Д.Р.
студентка кафедры дизайна, ДПИ и этнокультуры,
Тихоокеанский государственный университет,
Россия, г. Хабаровск

THE PHENOMENON OF TRADITIONAL CHINESE ORNAMENTAL ART “JIAN ZHI”:
TRADITIONS AND NOWAD AYS

Martynova N.V.
PhD, Associate professor at the Department of design,
applied arts and ethno culture, Pacific National University
Khabarovsk, Russia
Slipetskaya D.R.
Pacific National University,
Khabarovsk, Russia
DOI: 10.31618/asj.2707 -9864.2020.1.37.5
Аннотация . Статья обращена к феномену многотысячелетнего народного искусства Китая.
Благопожелательная симв олика цзяньчжи, китайского искусства ручного вырезания из бумаги узоров,
исходит от орнаментальных образов, а те, в свою очередь, отражают национальн ые мифологические и
религиозные представления, жизненный уклад, объективную реальность и являются универсал ьным
языком для познания народного менталитета. Народные мастера древнего Китая, вложив в декоративные
композиции цзяньчжи символическое значение с ф ункцией оберега, желали ее владельцам счастливой и
долгой благополучной жизни. Семантика «бумажного кружева » многогранна и глубока, а традиция его
использования в качестве декора, сопровождающего значимые для человека дни праздников и торжеств,
актуальна и сегодня. Все это позволяет утверждать, что именно этот уникальный вид народного искусства,
продолжая своѐ активное развитие в различных формах в современном мире, стал узнаваемым
«фирменным стилем» Китая.
Abstract. The article considers the phenomenon of Chinese ornamental art, called “jianzhi”. Well -being in
symbols of this art, Chinese paper -cutting, comes from ornamental figures, and they, in turn, reflect national
mythological and religious ideas, life style and reality. It is a universal language of national mentality. Ancient
Chinese with special attitude created paper compositions, because they believed that it is an amulet. That’s why
their semantics is so different and deep to take the paper -cutting works, also famous as “paper -lace” as national
pride, which continue its development nowadays. All this allows claiming that this unique type of folk art,
continuing the active development in various forms in the modern world, became recognizable "logo" of China.
Ключевые слова: цзяньчжи, благопожелате льные символы, орнамент альное искусство Китая,
вырезание из бумаги, народный мастер.
Keywords: “jianzhi” a rt, symbols of well -being, ornamental art of China, paper -cutting, craftsman.

Введение. Народное искусство страны – это
область, исконно связанна я с хозяйственно -
бытовым укладом и мифологическим сознание м
народа. Орнамент в народном искусстве есть
умелое отражение окружающей действительности,
язык народа, символика помогающая познать
тайны д ревней старины, в основе которой лежат
традиционные верова ния, сцены повседневной
жизни, народное мировоззрение, вер а в
благосклонность судьбы, и надежда на долгую
счастливую жизнь. Термин «благопожелание» в
народной культуре Китая объединил в себе целый
ряд понятий, среди которых центральное место
занимают: счас тье, богатство, карьера, долголетие,
радость, называемые в конфуцианской культуре
«пять компонентов полного счастья», которые
стали главными темами китайского орнамента. В
древнекитайском классическ ом трактате «Чжуан -
цзы» это понятие дословно переводится н а русский
язык, как «счастливый баран». Объясняется тем,
что древние китайцы вели кочевой образ жизни, и,
как следствие, отара жирных баранов являлась
великим достижением и трактовалась как
«счастли вое, благое» событие.

American Scientifi c Journal № ( 37 ) / 2020 13

В качестве основных методов исследо вания
были использованы следующие:
сравнительный метод, метод
лингвистического анализа, метод интерпретации,
исторический метод, а также метод наблюдения.
Анализ. Многообразие видов, техник и
приѐ мов народного искусства не может не
удивлять, а мифопоэтич еские образы, есть не что
иное, как зашифрованное в орнаме нте послание
потомкам, глубина их семантики и художественная
выразительность создают такое многогранное
явление, как орнаментальное декорати вно -
прикладное искусство, создаваемое и передаваемое
народ ными мастерами из поколения в поколение.
Китайская нация с охранила богатейшую
орнаментальную культуру в условиях закрытости
страны, выработала собственную уникальную
манеру декорирования изделий. Ра знообразие в
китайском орнаменте ценится больше, чем
компо зиционная строгость. Так, элементы в
композиции орнамента могут симметрично
чередоваться, но их размер и пластичность будут
различны. Китайские мастера в своем творчестве
избегают прямых углов и лин ий не случайно,
согласно традициям науки фэн -шуй, эти элем енты
собирают негативную энергию. Излюбленной
формой орнам ентальной композиции является круг
– символ солнца и бесконечности. Порой
орнаментальные композиции образуют
причудливые формы, плавно обтек ая плоскость.
Богатство, яркость цветов заменяет законы
перспективы и светотени. Древние китайцы
объединили самые кр асивые, волшебные части
некоторых животных и некоторые природные
явления, такие как грозу, облако, радугу и молнию
в образе дракона. Учѐный Ван Чун, живший во
время династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.),
говорит в своих трактатах: «У дракона рог оле ня,
голова верблюда, глаза зайца, шея змеи, тело с
чешуей сазана, когти орла, лапы тигра, уши быка,
живот беззубки». Его считают повелителем всех
животных. Он связан с небом, а небо – это место,
где живут божества; он способен изменять свой
облик, а измене ние – приспособление к условиям
существования. Все волшебные качества
объединились в драконе, поэтому в легендах
считалось, что именно он яв ляется предвестником
счастья. Дракон любит воду, а вода – это самое
важное в жизни чел овека; он любит летать, а полѐт
есть мечта о преодолении бедствий, об избавлении
от трудного положения.
Птица Феникс (Фен -Хоан) – символ
бессмертия. Го Пу, учѐный династ ии Цзинь в
комментариях «Эр’я Ши няо» («Словарь о птицах»)
говорит: «...феникс – это птица, которая появляется
при в сеобщем благополучии на белом свете. У неѐ
голова курицы, шея змеи, рот ласточки, спина
черепахи, хвост рыбы, пятицветная окраска, еѐ
высота – два метра». Древние китайцы объединили
образы курицы, о рла, аиста, ласточки, павлина в
своѐм великолепии и природ ные явления – солнце
и ветер в образе птицы Феникс. В эпосе «Шаньхай
цзин» говорится: «На фениксе пять узоров: узор на
головной части символ изирует добродетель, узор
на крыльях символизирует надлежа щее поведение,
узор на спине символизирует справедливость, узор
на груди символизирует человеколюбие, узор на
животе символизирует верность» . Китайцы
наделили птицу Фен -Хоан своими
моральнонравствен ными идеалами и
представлениями, поэтому она стала символо м
благодати . Эта птица благородна, любит солнце,
имеет связь с небом, предвещает счастье, любит
чистоту и красоту. Еѐ считают старшей из всех
птиц, царицей пернатых. Также почитаются:
черепаха (мудр ость), журавль (верность и
благородство), белый олень (бла гополучие). Эти и
другие исконно народные благопожелательн ые
символы красной нитью проходят через
декоративное искусство Китая, наполняя его
божественным звучанием.
Основная часть. Древнее народное искусство
Китая – «цзяньчжи» (剪纸 , jianzhi), ажурное
вырез ание из бумаги , является уникальным
образцом традиционного декоративного
творчества, по версии UNESCO отнесенное к числу
мирового культурного наследия. Его
альтернативное название – «бумажное кружев о»
отражено в легенде об истории возникновения
данного иск усства, которая гласит: «Однажды
бедный каллиграф написал иероглиф 福 (fu) –
«счастье», а жену настолько впечатлило творение
мужа, что она вырезала этот иероглиф из красной
бумаги, и наклеила его на окно, и после этого их
дом оставили беды» [6]. Надо отмети ть, что эта
традиция сохранилась в Китае по настоящее врем я.
Искусство цзяньчжи отражает в орнаментальных
сюжетах повседневную жизнь и чаяния китайского
народа об изобилии и счастье, а значит через
орнаментальные мотивы китайцы желают блага
ближним и друзь ям. Традиционно в модели
благопожелательных композиций в т ехнике
цзяньчжи обязательно содержится иероглиф
«счастье», либо дважды повторяющийся иероглиф
喜 (xi) – «двойное счастье», оба иероглифа могу т
являться самостоятельной композицией, поскольку
входят в состав десяти иероглифов, имеющих
сакральное, охранительн ое значение, а также
становиться частью сложно орнаментированных
сюжетов «Времена года», «Новогодние
благопожелания».
Композиция может сост оять из нескольких
цельно вырезанных частей, а может быть
вырезанной из одного листа. Особенность состоит
в том, что рисунок делается на основе непрерывной
прорези, она переходит в композиционные
элементы, с еѐ помощью передаѐтся объѐм и
фактура, так созда ѐтся эффект «бумажного
кружева». Бумажные полоски выполняю т ту же
функцию, что и штрих карандаша. Поэтому
используют ся ножницы малых размеров с
большими круглыми ручками. Этот инструмент
может передаваться из поколения в поколение, от
мастера к мастеру, хр аня «опыт» предыдущего
владельца. Техника вырезания ножниц ами

14 American Scientific Journal № ( 37 ) / 2020
наиболее сложна, поскольку требует высочайшего
мастерс тва и художественного вкуса. Вырезают
также и с помощью ножа, так можно проработать
более мелкие детали. Для создания симметричных
композици й с помощью резцов используется
«принцип снежинки»: бумагу складывают в
несколько раз, наносят контур узора или рису нка, а
затем вырезают. Предварительно стопку бумаги в
несколько десятков листов в зависимости от сорта
кладут на доску, которая для мягкости
предварительно смазывается смесью животного
жира и золы, закрепляют бумагу гвоздями. Мастер
держит нож строго перпе ндикулярно поверхности,
благодаря этому линии получаются тонкими и
плавными. Основные приѐмы для создания
прорезей ножницами или ножом – это «зубья» и
«полумесяцы» [2, с. 99]. В первом случае мастер ,
меняя конфигурацию «зубьев», передаѐт облик
изображаемог о. К примеру, острые зубцы
используются для того, чтобы показать шерсть,
щетину, а плавные полуарочные – для рыбьей
чешуи и перьев птиц. При ѐм «полумесяцев»
применяется для изображения складок, укра шений.
Эти элементы мастер умело сочетает в
изображении об лаков, волн и орнаментальных
завитков. Прорези служат композиционным фоном.
В большинстве своѐм сюжеты цзяньчжи
выполнены из бумаги красного цвета, ведь в
традиции китайского народа красный цвет, пр ежде
всего, оберег, дарующий счастье и радость,
благополуч ие и долголетие. Поэтому вырезанные
ярко -алые благопожелательные иероглифы на
окнах, стенах и входных дверях домов – это не
только элемент д екора, а своеобразная защита от
агрессивной среды и бед, н астрой на привлечение
счастья хозяевам.
Из -за своего назначения – «украшать»
ажурными узорами окна, подобного рода
композиции получили название «窗花 »
(“chuanghua”), что переводится как «оконные
цвет ы». Промасленная рисовая бумага на окнах,
украшенная узора ми, производила эффект витража,
особенное изобилие подобны х композиций можно
увидеть в преддверии Праздника Весны (春节 ,
chunjie ), или Китайского Нового года.
Благопожелательные орнаментальные композиц ии
активно сопровождают юбилейные торжества и
свадебные це ремонии.
Наиболее ранние композиции цзяньчжи
встречались еще в период Северных династий (386
– 581 гг. н.э.), До того, как Цай Лунь в период
правления династии Хань изобрѐл бумагу, в 105 г.,
выреза ли из кожи, серебряной и золотой фольги.
Своим расцветом и скусство ажурного вырезания
обязано династии Тан (618 – 90 7 гг.), когда Китай
достиг наивысшей военной мощи и высокого
уровня культуры и искусства, опережая другие
страны. Сложные и выразительные по стилистике,
детально проработанные композиции приобрели
изящество и сложность исполнения (пейзажные,
символические, портретные, времена года, цветы и
бабочки, любовные и мифологические сцены,
легенды), они иллюстрировали литературные
произведения поэтов и писателей. Существуют
композиции с изображением героев пе кинской
оперы, ещѐ одного наследия китайской культуры,
все х четырѐх амплуа – чоу, дань, цзин, шэн (Рис.1) .
Одним из наиболее часто изображаемых
персонажей является Чжан Фэй, герой романа
«Троецарств ие». В не столь давнее время
появились портретные композиц ии, изображающие
известных политических, общественных и
культурных деятелей. Это, скорее, влияние
западной культуры. Данные работы имеют
наибольшее сходство с плакатным жанром или
гравюрой – декорат ивность и реалистичность
образа существуют в них едино, пр именяются
схожие эффекты светотени. Жанр портрета в
искусс тве цзяньчжи носит название 人物 (ren wu) .
Поскольку в композиции цзяньчжи не может быть
разрывов, то мастер подчиняет еѐ красоте рисунка
и со знательно стилизует изображаемое. Данную
стилизацию можно проследить главным образом в
форме лица, в соединении дета лей головных
уборов или причѐски с его составляющими.
Мастеру удаѐтся создать удивительно живой образ,
при этом, не нарушая его гармоничност ь. В
сельской местности это искусство считалось
грубоватым и прозаичным, с сюжетами,
воспевающими труд простого чело века,
крестьянина. В народе вырезание из бумаги
считалось женским видом искусства, как основа
(трафарет) для подготовки композиций в технике
цзяньчжи под украшение одежды ручной
вышивкой.

Рис. 1. Лики пекинской оперы. По материалам сайта www.nipic.com

American Scientifi c Journal № ( 37 ) / 2020 15

Крестьянские девушки с ранней юности
готовили для себя приданое, и по мастерству
(качеству и красоте) исполнения цзяньчжи, сваты
судили о трудолюбии и уме невесты, будущей
жены и матери. Несмотр я на эту особенность,
сегодня встречается множество мастеров -мужчин,
дипломированных художников, потому как это
искусство преподаѐтся на факультетах
традиционного искусства, и в системе
непрерывного образования всех ступеней, а также
входит в программу доп олнительного образования.
Поэтому это искусство в наши дни при обрело,
всекитайские масштабы и по -прежнему, является
самым популярным в жизни народа.
Каждому региону Китая характерен
собственный стиль цзяньчжи. Так, на севере страны
вырезание из бумаги мон олитно и грубовато, а на
юге более ажурное - «иньское» и «яньс кое»
трафаретное вырезание, преимущественно
распространѐнное в провинции Фуцзянь. [2, с. 99],
Такие композиции создаются путѐм вырезания
просветов в цельной полоске бумаги и
применяются в качест ве трафарета для росписей
или резьбы по дереву. В городе Нанки н, провинции
Цзянсу распространѐн стиль «Птицы и цветы»,
которых вырезают с помощью резцов. В городе
Тяньцзинь распространѐн стиль «Цветы и
бабочки», вырезают в комбинированной технике
(ножницы и резцы). В провинции Хэбэй мастера
пользуются техникой выреза ния, схожей с
новогодним лубком няньхуа. Изготавливаются
такие работы из очень тонкой рисовой бумаги, на
которую затем точечными мазками наносится
краска. На месте касания кисти образуется густо е
цветовое пятно, края которого переходят в
изящный полутон, в ысвеченный чистотой белого.
Последующие слои наносятся только после
окончательного высыхания краски. Это
разнообразие стилей создаѐт уникальный образ
народного искусства цзяньчжи, но вот мастеро в,
знающих его в традиционном виде, осталось около
трѐх десятк ов по всей стране, а их средний возраст
составляет 60 -70 лет. Поэтому вопрос о сохранении
искусства цзяньчжи, как традиционного вида
декоративно -прикладного искусства на
сегодняшний день стоит н аиболее остро. Великие
мастера рождаются и уходят, оставляя по сле себя
богатое наследие и собственный стиль, который
даѐт новое понимание народному творчеству.
Одним из таких великих мастеров по праву
можно считать Ку Шулан (1920 – 2004). Она
принадлежала к числу бедных крестьян, но
совершила прорыв в уже общепринятой модели
искусства цзяньчжи, создав свою уникальную
технологию и сюжетную линию бумажных
композиций. Ку Шулан родилась в маленькой
деревне уезда Сюньи провинции Шэньси. Еѐ жизнь
похожа на судьб у многих китайских женщин того
времени : в 9 лет мать забинтовала ей ноги,
поскольку «лотосовые ножки», считались идеалом
женской красоты. Получив начальное образование,
девочка стала учиться вышиванию и цзяньчжи у
местных мастериц. В возрасте 17 лет вышла замуж.
Ранней весной 1985 г. случилась беда: в результате
падения с обрыва Ку Шулан получила
множественные травмы и впала в кому на 40 дней.
Еѐ семья уже приготовилась к худшему, но она
неожиданно пришла в себя. После этого она будто
«прозрела», у нее появ ился дар создания
удивительно сложных и гармоничных композиций
из бумаги, интересных по сюжетам и цвету. Еѐ
работы воспевают красоту, элегантность и величие
женщины.

Рис.2. Ку Шулан. Богиня вырезания из бумаги. Цзянва ведёт лошадь, пока Мэйсян едет.

Об этом повествует одна из еѐ лучших и самых
известных работ, созданная на пике «карьеры» –
это «Богиня вырезания из бумаги» («剪花娘子 »,
“Jianhua Niangzi”) . Творчество мастерицы
неразрывно связаны с народными песнями. Она
использует их тексты, чтобы вырази ть «песни
своего сердца» в ажурных многоярусных вырезках
[5]. Произведение «Цзянва ведѐт лошадь, пок а
Мэйсян едет» («江娃拉马梅香骑 », “Jiangwa la ma
Meixiang qi”) рассказывает истории о судьбе
супружеской пары (Рис.2). В сюжете этой работы
царит идиллия и счастье , множество райских

16 American Scientific Journal № ( 37 ) / 2020
цветов и птиц окружают героев. Мастерица,
вырезая композицию, пела, описывая сце ны флирта
молодожѐнов на пути невесты в новый для нее до м
жениха, песня значительно обогащает содержание
работы, давая зрителю лучшее понимание сюжета.
Во м ногих сюжетных сценах работ Ку Шулан,
отражена борьба жизни и смерти. Ее работы не
прямой образ, это ассоциации, благодаря чему
зритель имеет возможность «д омыслить» каждый
сюжет и увидеть в изображѐнном что -то свое.
Многие работы мастерицы, соединяясь с
поэтичностью и эмоциональной визуальностью,
пробуждают живую и динамичную мелодию песни
народной жизн и. Ку Шулан обычно использовала
цветную вощѐную бумагу. Еѐ работы выходят за
рамки традиционной монохромной модели
цзяньчжи. Ее метод вырезания экспрессивен ,
благодаря двумерному изображению, где делалась
черная или тѐмного цвета основа, которая
дополнялас ь светлыми и яркими узорами. Данный
приѐм создавал эффек т объѐма, похожий на
искусство теневого театра. Она особенно
использует этот приѐм в комплементарнос ти
цветовых переходов, передавая композиционное
пространство. При жизни еѐ творчество было
высоко оц енено организацией UNESCO. В марте
1996 года Ку Шулан бы ло присвоено высокое
звание Мастера народного искусства и промыслов
Китая (в истории страны этого зв ания удостоились
лишь пять человек). В 2001 г. работы Ку Шулан
участвовали в Международной выставке искусства
Объединѐнных Наций и получили широкий отклик
общественности. В 2003 г. Издательским домом
изящных искусств выпустил книгу о жизни
мастера: «Ку Шул ан: легенда Богини вырезания из
бумаги», затем книга была растиражирована по
всему Китаю. Но, несмот ря на мировую
известность, жизнь мастера не изменилась.
«Лотосовые ножки» причиняли ей нестерпимую
боль, а жизненные испытания, закаляли ее, не
позволяя пот ерять надежду на лучшую жизнь. Еѐ
«Богиня цзяньчжи» – высочайшая внутренняя
чистота простой китайско й крестьянки, она
помогала ей преодолеть горе [5]. В 198 4 г. был
создан зал памяти великому мастеру. Ку Шулан
получила признание при жизни, что весьма ценно
для художника. В экспозицию мемориальной
выставки входит более 6000 работ.
Студентка факультета искусств, рекламы и
дизайна ТОГУ, Линь Аоцзин, посетив
мем ориальный музей искусства Ку Шуллан,
прониклась уважением мастеру, и решила
рассказать о ее творчест ве, создав дизайн
настольного календаря, в котором представлены ее
работы. Благодаря этому проекту, по мнению
студентки, посетители постоянно действующей
вы ставки смогут «забрать с собой на память»
радостную атмосферу царствующей красоты цвета
и наивного с тиля, запечатленного в великой
истории простого гражданина Китая. Картины Ку
Шулан – диалог с вечным , обращаясь к народному
сознанию посредством художествен ных образов,
они выражают суть феномена народного искусства
«цзяньчжи». Гении народного творчества, мастера,
опираясь на глубинные знания предков, являют
своим искусством живую нить времѐн (Рис.3).

Рис. 3. Дизайн настольного перекидного календаря с работами Ку Шулан. Учебный проект:
студентка 3 курса направления бакалавр дизайна Линь Аоцзин; научн ый руководитель: Мартынов В.В.,
доцент Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск.

В настоящее время история искусства
цзяньчжи претерпевает изменения, и это
справедливо, ведь живое искусство развивается в
ногу со временем. Композиции из бумаги
становятся воздушнее, ажурнее, благодаря
современным технологиям выхо дя на новаторский
этап, они активно используются в индустрии моды,
вдохновляя художников и дизайнеров на
оригинальные и смелые идеи в декоре ширм,
подарков, сувенирной продукции и предметов

American Scientifi c Journal № ( 37 ) / 2020 17

быта. Модельеры все активнее используют
прорезные ткани, декор в о дежде и головных
уборах сродни искусным вырезкам из бумаги.
Ажурно обрабатываемый художником металл
старых бочек обретает ценность неповторимых
уличных АРТ -объектов.
Обобщая вс е вышесказ анное, выделим
структурно -содержательные особенности
китайского искус ства ажурного вырезания из
бумаги:
1. Искусство цзяньчжи представляет собой
один из древнейших видов народного искусства с
функцией благопожелательных символов.
Наиболее частыми с южетами являются как
мифопоэтические образы (дракон, птица Фен -
Хоан, черепаха, журавль) так и отдельные
иероглифы -символы китайского языка.
2. Сюжеты цзяньчжи воспевают
объективную действительность, жизнь простого
народа, а народные мастера, с помощью
незамы словатых художественных приѐмов,
создают уникальные красочные композиции,
отраж ающие оптимизм и экспрессивность
китайской нации.
3. География Китая обусловливает
многообразие стилей искусства вырезания из
бумаги, что делает его ещѐ более самобытным.
4. Искусст во цзян ьчжи распространено в
масштабах страны, оно активно внедряется в
совреме нные течения искусства и дизайна, его
изучение ведѐтся повсеместно и среди всех слоѐв
населения, благодаря чему формируется знание
традиционной культуры и уважение к народным
пр омыслам среди всех возрастов. Феномен
Искусство цзяньчжи является «культурным
кодом» Поднебесной, еѐ «фирменным стилем»,
позволяющим возвысить духовное богатство
древней нации, многовековой опыт, самобытность
и красоту народной культуры, сделав еѐ узнавае мой
среди разнообразия культур Мира.

Список литературы References
1. Орнамент в сех времѐн и стилей. В 2 томах
/ Б.Б. Павлов, Т.И. Хлебнова, В.Ф. Иваницкий. – М.
: «АРТ -РОДНИК». Том 1, 2004.
2. Петриченко А.А. Узоры и силуэты из
бумажного листа // Домодедовск ий
историкохудожественный музей, 2007.
3. Искусство вырезания из бумаги в культур е
мира [Электронный ресурс] Академия
современного искусства и дизайна ТОГУ
http://artacademy -khv.ru/interesting -1 (дата
обращения: 13.05.2020).
4. Поэзия цзяньчжи [Электронный ресурс]
Журнал «Китай»
http://www.kitaichina.com/rwenhua/201901/t2019011
1_800154085.html (дата обращения: 13.05.2020).
5. Ku Shulan, Goddess of Paper Cut
[Электронный ресурс ] TsemRinpoche
https ://www .tsemrinpoche .com /tse m-tulku -
rinpoche /art -architecture /ku -shulan -goddess -ofpaper -
cut .html (дата обращения : 11.05.2020).
6. 中国国际广播电台 China Radio
International [ Электронный ресурс ]
http://chinaplus.cri.cn / (дата обращен ия: 14.05.2020).