Американский Научный Журнал ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЧЕНСКИХ МУХАДЖИРОВ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ДЕПОРТАЦИИ

Аннотация. Расматривается хозяйственная деятельность чеченцев-мухаджиров, которые были переселены в Османскуюимперию после окончания Кавказской войны. Отмечается, что лживые обещания заинтересованных сторон заставили мухаджиров пройти через большие трудности. Жизнестойкие и трудолюбивые переселенцы преодолели все невзгоды, освоили заброшенные земли и внесли оживление в хозяйственную сферу чужого края. Скачать в формате PDF
American Scientific Journal № (2 8) / 2019 9

reflected as much as possible in the classroom, and
classroom interaction covers the elements of
negotiation, co -construction, and collaborative
dialogue.
Classroom interaction helps in developing the
ability of constructing second language acquisition.
Therefore, the organization of classroom interactively
and culturally classroom is greatly important. The most
interactive form is pair or group. Pair or gr oup work has
three value systems of choice, freedom and equality
besides paying attention to the sociocultural and
personal experience that assists students’ behavior in
the classroom. There must be a kind of interaction
between the learner and the teachin g c ontext to come
up with learning. But if we want to achieve more than
a superficial level of interaction, learners must be aware
that they have to meaningfully engage with the
teaching, and bring themselves to the exchange rather
that only being one who pas sively receives preformed
information. A level of active participation is required
by learners who take part in the development of
collective understanding to achieve interactivity.

References:
1. Allwright, D. (1984). The importance of
interaction in classroom language learning. Applied
Linguistics, 5 (2) 156 -171.
2. Burns, C., & Myhill, D. (2004). Interactive or
inactive? A consideration of the nature of interaction in
whole class teaching. Cambridge Journal of Education,
34 (1), 35 -49.
3. Ellis, R . (1999). Learning a second language
through interaction. Amsterdam: John Benjamins
Publishing Company.
4. Gass, S. M. (2003). Input and interaction. In C.
J. Doughty & M. H. Long (Eds.), The handbook of
second language acquisition (pp. 224 -255). Oxford:
Bla ckwell.
5. Littlewood, W. (1981). Communicative
language teaching: An introduction. Cambridge:
Cambridge University Press.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛ ЬНОСТЬ ЧЕЧЕНСКИХ МУХ АДЖИРОВ В ПЕРВЫЕ ГОД Ы
ДЕПОРТАЦИИ

Шавлаева Тамара Магамедовна
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник
Отдела этнологии Института гуманитарных исследований
Академии наук Чеченской республики
г. Грозный

THE ECONOMIC ACTIVITY OF THE CHECHEN MUHAJIRS IN THE FIRST YEARS OF
DEPORTATION

Shavlaeva Tamara Magamedovna
Doctor of historical Sciences, Chief scientific employee of the Department
of Ethnology Institute for humanitarian studies
Academy of Scienc es of the Chechen Republic
G. Grozny

Аннотация . Расматривается хозяйственная деятельность чеченцев -мухаджиров, которые были
переселены в Османскую империю после окончания Кавказской войны. Отмечается, что лживые обещания
заинтересованных сторон заставили мухаджиров пройти через большие трудно сти. Жизне стойкие и
трудолюбивые переселенцы преодолели все невзгоды, освоили заброшенные земли и внесли оживление в
хозяйственную сферу чужого края.
Abstract . The article examines the economic activities of the Chechen Muhajirs who were resettled in the
Ottoman Empire after the end of the Caucasian War. It is noted that the false promises of stakeholders made the
Muhajirs go through great difficulties. Viable and hardworking immigrants overcame all hardships, mastered
abandoned lands and brought revival t o the economic sphere of a foreign.
Ключевые слова: чеченцы, мухаджиры, земельный вопрос, депортация, хозяйственная деятельность.
Key words: Chechens, Muhajirs, the land issue, deportation, economic activity.

Поясним сразу же, что термин «мухаджиры» в
буквальном переводе из арабского языка означает
«переселенцы» или «эмигранты» от слова хиджра ,
т. е. переселение. Под термином «депортация» мы
подразумеваем одну из форм депортации, по той
причине, что истинный смысл термина
«депортация» - выдворение, изгнание - имел в
нашем случае не открытую форму, а с крытую.
В данной статье рассматривается одна из
трагических страниц в истории чеченцев, чеченцев -
карабулаков и ингушей -назрановцев,
соответственно: 3502, 1500 и 100 семей, общ ей
численностью 22491 человек, которые по
завершении Кавказской войны были привлечены к
переселе нию в Османскую империю [2, с. 168].

10 American Scientific Journal № ( 28) / 2019
Как принимающая так и отправляющая
переселенцев страны, преследовали определенные
цели, устраивающие обе стороны. Очевидно , что
«сценарий» этой драмы под названием
«мухаджирство» от начала до конца был задуман в
геополитических интересах двух империй [6, с. 73 ].
Для Российской империи важным являлось
избавление от беспокойного населения и
освобождения земель для передачи каза честву и
своим подданным, словом, «земля горцев была
нужна государств у, а в них самих не было никакой
надобности» [9, с. 149]. Османская и мперия
получала в лице мухаджиров хороших воинов,
закалённых в многолетней войне, а также рабочие
руки для освоения за лежных, заброшенных и
неплодородных земель.
По тем данным, что приво дят авторы Л. М.
Гарсаев , Х. - А. М. Гарсаев [6, с. 364 -366],
переселившиеся в большинстве своём были из
восточной чеченской области Нахчмохк (Ичкерия),
широко известной своей развитой кул ьтурой
земледелия, и воинственные карабулаки с западной
стороны. Поми мо того, что Ичкерия и
прилегающие к ней области оказались в центре
масштабных политических событий в период
Кавказской войны, у жителей этих мест был
накоплен большой опыт освоения земел ь в
сложных ландшафтных условиях.
На сравнительно небольшой территор ии
Чечни плавно сменяют друг друга природные зоны,
к которым рационально приспосабливались
земледельцы, изобретая подходящие способы
ведения хозяйства и разные конструкции
агротехники. Бо льшое трудолюбие и эмпирические
знания в области земледелии позволяли им
получать хорошие урожаи. К примеру, в одном
гнезде сеяли разные культурные растения:
картофель (семейство паслёновых), кукурузу
(семейство злаковых), фасоль (семейство бобовых).
Хорош о была развита система освоения земли
«ирзу», когда земледелец на окр аине села
отвоёвывал у природы клочок земли, очищая от
деревьев и кус тарников, и их корней. В горных
местах прибегали к террасированию полей [8].
Понятно, когда на равнине, или в межгорны х
долинах, разбивают поля, цветут сады. Совсем
другая картина предста ёт перед нами, когда в
мешках и на вьючных животных на горные склоны
доставляют плодородную землю из подножья гор,
делают лестничные поля, а затем поднимают сюда
и камни для подпорки, что бы эти крошечные
участки не сползали. Вот это настоящее искусство
в о бласти земледелия. По вышеприведенным
причинам, мы отнесли горцев - носителей
земледельческой культуры Кавказа - в круг народов
культуроцентричных, как сумевших в трудных
ландшафтных усло виях поставить культуру
земледелия [10]. Не случайно значение слова
«культура», которое впервые п оявилось в трактате
о земледелии « De Agri Kultura » Марка Порция
Кат она Старшего, жившего во 2 -ом веке до н. э.,
связывают с искусством возделывания земли [7].
Не с храмами, не с золотыми статуями, а именно с
возделыванием земли, которое выполняется с
особой любовью к земле.
Забегая вперёд, отмечу, что высокую культуру
земледелия, а также парную с ней культуру
животноводства, нашим соплеменникам удалось
пос тавить и оказавшись волею судьбы в Османской
империи.
Земельный вопрос все гда был одним из
сложных на Кавказе, а в Чеченском округе он стоял
наиболее остро [3, с. 16]. Плюс ко всем бедам,
которые принесла Кавказская война, жителей стали
вытеснять с родных земель, являющимися основой
экономики, отбирая в пользу казны. Источник
отмечает, что счет земли, принадлежащей горской
массе, был создан огромный колонизационный
земельный фонд для раздачи генералам,
чиновникам, казачьим и горским верхам,
служившим царизм у, а чтобы противостоять этому
злу, силы были не равны. Народ был в отчаян ии, и
вынужден каким - то образом искать источник для
существов ания. Поверив в обман, что там, на
чужбине их ждёт райская жизнь, мухаджиры,
поощряемые властями, организованными парти ями
устремились в Османскую империю, и превзошли
все ожидания властей.
Есл и м алоземелье явилось основной
причиной, побудившей к переселению, как
следствие причины, мухаджиры хотели получить
землю, пригодную для быстрого освоения, чтобы
обустроиться на чужб ине. К сожалению, такой
земли не было. Плодородные земли были заняты.
Обсу ждались хорошие варианты выделения
земель, но находились разные причины для их
отклонения, к примеру, не разрешали селиться на
пограничной территории; или местное население
не отдава ло пастбищные земли. Как отмечают
источники, мухаджиров размещали на "голо й
земле". Коренное население принимало их
настороженно и недружелюбно. Мухаджиры в
глазах местного населения (арабов, армян, курдов,
бедуинов, друзов) выглядели как захватчики и
испо лнители воли оккупационных властей [1, с.
10]. В итоге предлагались земли тяжёлые для
возделывания. С овершенно непригодной для
земледелия, даже устрашающей была территория,
прилежащая к Диарбекиру, куда для проживания
отправили партию мухаджиров. Правда, п озднее
им удалось оттуда выбраться. Так, в Иордании
получили землю в пойме реки, заросшую
камышом, где кишела всякая нечисть. Благодаря
упорному тру ду эта местность была освоена, там
впоследствии вырос красивый город Заркъа.
Вместе с тем, правительство Османской
империи старалось всячески стимулировать
занятие земледелием, пред ставляя земли на
определённых льготах из фонда государстве нных
земель, и в плодородных местах, опять же эти
земли не относились к категории освоенных
земель.
Мухаджи ры охотно привлекались для
возделывания неосвоенных земель, что сразу
привлекало внимание зарубежных и российских
путешественников в местах их компактного

American Scientific Journal № (2 8) / 2019 11

проживания. К примеру, в Сирии семье из 3 и 5
человек выделяли, соответственно 70 и 100
дономов (доно м (донум) = 919 -1000 кв. м.) , а семье,
состоящей из более 5 человек, - 130 дономов. На
тер ритории современной И ордании размер
выделяемой земли был значительно выще: семья из
4 человек получала 1 фед дан (около 200 дономов).
Примечательно, что осваиваемые зе мли на первое
время освобождались от налогов. Размер
предоставлявшейся им земли превышал р азмер
среднего феллахского хозяйства. Со временем
переданные горцам земли переходили в их полную
собственность (мульк), в результате чего, к началу
XX века потомки му хаджиров владели большей
частью плодородных обрабатываемых земель в
Иордании [4, с. 18 -19] .
Мухаджиры вкладывали много труда для
освоения земель, которые в конце -концов, через 20
лет, переходили в их собственность, а с годами
превращались в большое бога тство. Востоковед А.
Ганич правильно заметила, что в целом, если в
Малой Азии размер и кач ество переданных
эмигрантам земель были совсем невысоки, то в
арабских провинциях они получили наделы,
превышавшие среднее феллахское хозяйство. Это
позволило мухаджи рам достичь хорошего уровня
существования.
Таким образом, наши соотечественники стали
на чужбине владельцами земель, потому что
сумели вне родины поставить хозяйственную
деятельность, при этом они использовали опыт
ведения хозяйства, приобретенный на роди не.
Путешественники и исследователи замечали, что
жилище мухаджиров, земельные участки,
хозяйственные строения заметно отличались от
тех, что принадлежали местным. Они производ или
впечатление людей с высоким хозяйственным
укладом. В первую очередь, были об устроены
дороги.
Из отрывочных информаций, полученных
нами в разные годы от соплеменников , когда они
приезжали на историческую Родину — в Чечню,
нам известно, что в далёком прошлом их предки
чрезвычайно тяжело вписывались в чужую
этнокультуру, перенесли м ного потерь и невзгод.
Никакие удобства их там не ждали, всё было
сделано на голой земле усердным трудом
мухаджиров. Дома строили из самана с
камышовым покрытием, встречались строения из
плетёных прутьев, обмазанные глиной. Для
перемещения грузов использов али телеги и
двухколёсные арбы которых мастера преумножили
по причине хозяйственной востре бованности.
Землю обрабатывали плугом. Сеяли просо, овёс,
реже - пшеницу. Здесь бережно хранили семена
кукурузы и тыквы, привезённые с Родины. В местах
проживания пер еселенцев занимались и
садоводством. Также было развито
животноводство, они разводили круп ный и мелкий
рогатый скот, при чём со временем появились
владельцы больших стад, имели лошадей,
буйволов. Женщины готовили сыр. Среди
переселенцев были мастера по кузнечному делу,
оружейному делу, обработке дерева, камня,
выделке овчины и другие, которые с тали очень
скоро востребованными. Женщины умело вели
домашнее хозяйство, занимались обработкой
шерсти, полностью удовлетворяли запросы семьи
шитьём [8].
Эти сведения подтверждает Заведующий
Отделом этнологии Академии наук Чеченской
республики Л. М. Гарс аев, побывавший в Иордании
с целью ведения исследовательской ра боты. Он
также свидетельствует, что видел буйвола той
породы, которая была уведена мухаджирами и
сохранена до наших дней. В г. Сувейлах есть
историко -этнографический музей, создателем
которого является Сами Бено. Первый этаж своего
дома он переоборудовал под экспозицию, которая
поражает коллекцией артефактов. Там хранятся
косы, мотыги, серпы и проч ий
сельскохозяйственный инвентарь, посуда,
кукурузная мельница, подковы для лошадей, а
также ист анги, старинные кинжалы, черкески,
нарядный женский костюм г1абли – все эти и
другие предметы и вещи XIX - начала XX века
привезли с собой предки современных чеч енцев
Иордании. До чужбины они добирались на арбах.
Погрузили все, что нужно для земледелия и бы та.
Знали, что им придется зарабатывать на хлеб
насущный таким же тяжким трудом, к которому
прив ыкли они, их деды и прадеды [5].
Таким образом, в своеобразной исторической
обстановке, сложившейся после Кавказской войны,
наши соплеменники оказались на чужб ине, по
большей части обманутые лживой пропагандой
заинтересованных сторон, как отправляющей так и
принимающей. Освоение залежных, заброшенных,
неплодородных зе мель являлось важной задачей
для Османской империи, наряду с проблемами
военного характера. Жизн естойкие, воинственные,
воспитанные на традициях чести и достоинства
кавказские народы внесли в Османскую империю
много новшеств и оживления, в том числе и
хозя йственную сферу. Жизнь северокавказских
мухаджиров со временем наладилась, они играли
важную рол ь в военно й, политической,
экономической и культурной жизни
переселившихся стран.

Список литературы:
1. Алиев Б. Р. Северокавказская диаспора в
странах Ближнего и Среднего Востока: история и
современные процессы, вторая половина XIX - XX
вв.// Атореф. дисс. канд ист. на ук. Махачкала, 2001.
2. Бадаев С. -Э. С. Чеченская диаспора на
Среднем и Ближнем Востоке: история и
современность. Нальчик: ГП КБР
«Республиканский по лиграфический комбинат
имени Революции 1905 года", 2008. 320 с.
3. Берже А. П. Выселение горцев с
Кавказа"//ж."Русская старина", 18 82 г., №10, С. 16.

12 American Scientific Journal № ( 28) / 2019
4. Ганич А.А. Черкесская диаспора в
Иордании: генезис и современное состояние.
Автореф. дисс. канд. ист. наук. М . 2003. С. 18 -19.
5. Гарсаев Лейчий: «В домах чеченцев
Иордании я забывал, что нахожусь на Ближнем
Востоке »// http ://grozrab .com /?p=2349
6. Гарсаев Л. М., Гарсаев Х. - А. М. Чеченские
мухаджиры и их потомки в истории и культуре
Иордании. Историко -этнографические очерки.
Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий », 2019 .
416 с.
7. Марк Порций Катон. Земледелие / Перевод
и коммент. М. Е. Сергиенко при участии
С. И. Протасовой. М., 1950 . 220 с.
8. ПМА (Полевые материалы автора, 1992 -
1993, 2003 -2009 гг.).
9. Фадеев Р. А. Письма с Кавказа. СПб., 1865.
259 с.
10. Шавлаева Т. М. Культур ый этноцентризм.
Докла д на 5 -м Юбилейном Всемирном Научном
Конгрессе (ВНК) "Итоги и Перспективы". Санкт -
Петербург, 27-29 ноября 2013г.
//https ://www .youtube .com /watch ?v=XNJpqRRpUpc
19. 08. 2019
Шавлаева Т. М.

УДК 7.008.01
РОЛЬ СИМВОЛА В ФОРМО ОБРАЗОВАНИ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОР АТИВНО –
ПРИКЛАДНОГО, ИЗОБРАЗИ ТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Юрьева О. Ю.
Санкт -Петербургский Государственный университет
промышленных технологий и дизайна

Аннотация . Проводились исследования, а так же был сделан сравнительный анализ с имволических
изображений древних и современных произведений мировой культуры и искусства. Найдена система
расшифровки, дающая возможность понять традиционное искусство наших предков и применять эти
знания при создании образов современных предметов дизайна, живописи и скульптуры.
Ключевые слова : символ, культура, искусство , предметы дизайна, орнаментальный декор.

Введение:
На скалах, в пещерах, на отдельных камнях,
надгробиях, утвари и одежде, памятниках
древности до начала 10 века встречаются
схематичес кие рисунки предмет oв или существ.
Эти графе мы - (древне греческий -γράφω, «пишу» +
суффикс « -ема») —буква, иероглиф) [1] проявляют
пoразительную устойчивость и в формах своих
начертаний и в сам oм факте своего существования.
Эти изображения выглядят как ор наментальный
декор, представляют собой символы, имеющие
смысл oвoе значение, идеограммы, являющееся
дoписьменным способ oм фиксации некоторых
понятий и представлений. Изображения имели
разное назначение: культовое, указательное, знаки
собственности, племенны е эмблемы. Со временем
их смысл был заб ыт, и они превратились в
орнамент. Орнаментальная резьба 20 -10 тысяч до
христианской эры представляет собой не только
символику, но и декор, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1 -орнаментальная древняя резьба

В Да гестане сохранились древние
трёхэтажные постройки, где орнамент расположен
только на фасаде жилого третьего этажа, снизу он
практически не виден. Отсюда можно сделать
вывод, что для наших предков был важен сам факт
существован ия этих начертаний и oн имел
ритуа льное предназначение. В старинных
грузинских жилищах орнамент на деталях очага так
же не был виден людям, он был обращён к огню. В
Древнем Китае нижняя часть намогильной стелы с
рисунком заглублялась в землю. У древних вещ ей
узором покрывалась, спрят анная от глаз зрителя
часть предмета, днища сосудов, оборотная часть
блях, нашивавшихся на пояса или одежду. Когда -то
символам -узoрам придавалось серьёзное значение
и означало религиозное осмысление, магическое