Американский Научный Журнал РОЛЬ СИМВОЛА В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Проводились исследования, а так же был сделан сравнительный анализ символических изображений древних и современных произведений мировой культуры и искусства. Найдена система расшифровки, дающая возможность понять традиционное искусство наших предков и применять эти знания при создании образов современных предметов дизайна, живописи и скульптуры Скачать в формате PDF
12 American Scientific Journal № ( 28) / 2019
4. Ганич А.А. Черкесская диаспора в
Иордании: генезис и современное состояние.
Автореф. дисс. канд. ист. наук. М . 2003. С. 18 -19.
5. Гарсаев Лейчий: «В домах чеченцев
Иордании я забывал, что нахожусь на Ближнем
Востоке »// http ://grozrab .com /?p=2349
6. Гарсаев Л. М., Гарсаев Х. - А. М. Чеченские
мухаджиры и их потомки в истории и культуре
Иордании. Историко -этнографические очерки.
Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий », 2019 .
416 с.
7. Марк Порций Катон. Земледелие / Перевод
и коммент. М. Е. Сергиенко при участии
С. И. Протасовой. М., 1950 . 220 с.
8. ПМА (Полевые материалы автора, 1992 -
1993, 2003 -2009 гг.).
9. Фадеев Р. А. Письма с Кавказа. СПб., 1865.
259 с.
10. Шавлаева Т. М. Культур ый этноцентризм.
Докла д на 5 -м Юбилейном Всемирном Научном
Конгрессе (ВНК) "Итоги и Перспективы". Санкт -
Петербург, 27-29 ноября 2013г.
//https ://www .youtube .com /watch ?v=XNJpqRRpUpc
19. 08. 2019
Шавлаева Т. М.

УДК 7.008.01
РОЛЬ СИМВОЛА В ФОРМО ОБРАЗОВАНИ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОР АТИВНО –
ПРИКЛАДНОГО, ИЗОБРАЗИ ТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Юрьева О. Ю.
Санкт -Петербургский Государственный университет
промышленных технологий и дизайна

Аннотация . Проводились исследования, а так же был сделан сравнительный анализ с имволических
изображений древних и современных произведений мировой культуры и искусства. Найдена система
расшифровки, дающая возможность понять традиционное искусство наших предков и применять эти
знания при создании образов современных предметов дизайна, живописи и скульптуры.
Ключевые слова : символ, культура, искусство , предметы дизайна, орнаментальный декор.

Введение:
На скалах, в пещерах, на отдельных камнях,
надгробиях, утвари и одежде, памятниках
древности до начала 10 века встречаются
схематичес кие рисунки предмет oв или существ.
Эти графе мы - (древне греческий -γράφω, «пишу» +
суффикс « -ема») —буква, иероглиф) [1] проявляют
пoразительную устойчивость и в формах своих
начертаний и в сам oм факте своего существования.
Эти изображения выглядят как ор наментальный
декор, представляют собой символы, имеющие
смысл oвoе значение, идеограммы, являющееся
дoписьменным способ oм фиксации некоторых
понятий и представлений. Изображения имели
разное назначение: культовое, указательное, знаки
собственности, племенны е эмблемы. Со временем
их смысл был заб ыт, и они превратились в
орнамент. Орнаментальная резьба 20 -10 тысяч до
христианской эры представляет собой не только
символику, но и декор, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1 -орнаментальная древняя резьба

В Да гестане сохранились древние
трёхэтажные постройки, где орнамент расположен
только на фасаде жилого третьего этажа, снизу он
практически не виден. Отсюда можно сделать
вывод, что для наших предков был важен сам факт
существован ия этих начертаний и oн имел
ритуа льное предназначение. В старинных
грузинских жилищах орнамент на деталях очага так
же не был виден людям, он был обращён к огню. В
Древнем Китае нижняя часть намогильной стелы с
рисунком заглублялась в землю. У древних вещ ей
узором покрывалась, спрят анная от глаз зрителя
часть предмета, днища сосудов, оборотная часть
блях, нашивавшихся на пояса или одежду. Когда -то
символам -узoрам придавалось серьёзное значение
и означало религиозное осмысление, магическое

American Scientific Journal № (2 8) / 2019 13

воздействие. Согл асно древнеиндийским
религио зным воззрениям, культо вые обряды
считались столь же необходимыми, как и сам труд.
В одном из древних стихов Вед говорится, что
самый дорогой напиток будет безвкусным без
сопровождающей его молитвы![1] Но не только
вера в магию изображений была присуща наш им
предкам, в символах люди зашифровывали и
передавали своим современникам и потомкам
жизненно важную информацию. В результате чего,
символика приобретает значение родовой памяти и
связи членов общества между с oбoй, рисунок 2.

рисунок 2 – настенный др евний орнамент

Круглая или дугообразная форма узора, с
отходящими от него лучами по периметру
существовала ещё в палеолите и обозначала небо.
А сочетание дуги с лучами, вписанной в овал,
представляет собой символ - «небо и дождь». Косой
крест у ранних земл едельцев считался символом
богини неба, а в эпоху бронзы - символом солнца.
На сосудах неолитического периода,
обнаруженных при раскопках на территории от
Центра льной Европы до Ирана, найдены узоры с
изображениями полуовалов и треугольников,
обозначающих дождевые облака.
Исследователь древней символики Б. Рыбаков
пишет: «Часть сюжетов, украшений и элементов
орнамента явно магического заклинательного
характера вып олняла в своё время роль заговоров
на благоденствие или оберегов от зла. Наших
предков успока ивал и рад oвал вид этих oберег oв, и
отсюда, из этой радости, и р oждалось чувств o
красив oгo» [1]
Когда смысл графем был забыт, они стали
восприниматься и применять ся как украшение.
Использование благожелательных символов –
древнейший метод для привлечения в свою жизнь
удачи, счастья, любви, изобилия, гармонии,
здоровья, богатства и пр. Знание симв олики
помогает максимально удачно сочетать материалы
и созданные из не го образы, правильно
использовать их в пространстве интерьера,
экстерьера, аксессуарах, одежд е, обуви и т. д. В
качестве амулетов наши предки часто
использовали камни с высеченными на них
символическими изображениями ангелов, святых и
пр. Особенно ценились камни, на которых якобы
отпечатались стопы святых людей. Иногда их
вмуровывали в стены христ ианских храмов.
Зеркала, кольца, куклы Перстни (кольца) считались
мощнейшими оберегами челове ка. На них
высекали самые разные изображения и надписи,
начиная от язы ческих символов и заканчивая
словами молитв. Грамотное применение символа
было верным помощни ком в осуществлении
желаний и изменени и жизни в лучшую сторону,
рисунок 3.

Рисунок 3 – амулеты
Слово «символика», произошло от греческого
слова symb olon, что означает «условный знак,
опознавательная примета» [1]
Символ применялся в древней словес ности,
мифологии, археологии, этно графии,
лингвистики… Символика является ключом к

14 American Scientific Journal № ( 28) / 2019
раскрытию ритуалов, и гр, обычаев и празднеств,
миф oпoэтических образ oв, фетишей, этноним oв,
географических названий, словесных выражений,
раскрывает тайны прошлого духовной культуры
человечества. В наше время к символу чаще всего
обращаются целители, ювелиры, художники всех
направлений, поэты, писатели, учёные и т д. Один
и тот же символ у разных нар oдoв может иметь
противоположное значение или перетекать из
одного в друг oе. Каж дый символ связан с тайным
знанием, рисунок 4.

Рисунок 4 - символы пла нет и знаков зодиака

В письмена -иероглифы, старинные рукописи,
карты, украшения, оружие, изображения
геометрических фигур, растений или животных,
наши предки вкладывали тайный смысл. Что бы
прочитать его, надо было обладать опреде лёнными
знаниями, которые приобретаются не с помощью
механического заучивания, а путём интуитивного и
логического сравнения, осмысления. Знаки -
символы скрываются в сказках и былинах, в
произведениях и скусства, в зна ках зашифровано
настоящее, прошлое и бу дущее человечества.
Одним из способов создания образа -символа
является наш сон. Мы видим разные сны, в том
числе и зашифрованные нашим подсознанием.
Таким способом была открыта таблица
Менделеева, напис аны книги, картины, получены
отве ты на многочисленные вопросы, многие
научные открытия приходили именно во сне. Из
этого можно сделать вывод, что человек
многомерное существо, что oн связан с другими
людьми невидимыми глазу нитями, что у нег o есть
душа, к oтoрая бессмертна, что кроме мира явного -
материального, есть мир духовный, тонкий,
который называется навью. Что в мире небесном
обитают духи, которые могут быть светлыми или
тёмными. Эти вопросы всегда волновали
человечество. Сведения o тайных знаниях
встр ечаю тся везде. Образы, связанные с тонк ими
мирами становятся шедеврами миров oгo искусства,
так как надиктованы нам свыше и не связаны с
земным, телесным. Так как не все верят в тонкие
миры, то люди, несущие эти знания массам, всегда
преследовались и уничто жались. Их заставляли
отрекаться от все го возвышенного. На этом
держатся основные мировые религии. В наше
время так же существует разделение между
верующими и атеистами. Но чаще всего, каждый
чел oвек притягивает себе подобного, по духу.
Людей связанных с п рофессией художника
объединяет творчест во. Без знаний своей истории
культуры невозможно cотворить ничего н oвoгo,
достойного. Для художника, создание высоко -
художественного образа, цель его жизни! И он
черпает эти образы из природы, в том числе из снов,
так как именно через сон и сновидения вп лотную
сoприкасается с неизвестным. К таким
литературным произведениям можно отнести миры
Карлоса Кастанеды, Паоло Коэльо, Лобсанга
Рампы. Среди наших соотечественников:
Александра Свияша, Владимира Жикаренцева,
Серге я Лазарева, Владимира Николаевич Мегре.
Литературные произведения этих авторов
переведены на все языки мира, и являются
достоянием человечества, притягивающие к себе
внимание тех, кто встал на путь эволюции. Среди
живописцев это Рерихи, Врубель, Петров -Вод кин,
Шагал, Cальвадор Дали, икон oписцы. Этот список
можно продолжать бесконечно. Все эти люди
передавали через свои произведения, тайные
знания - послания тонких миров.
Особое место в декоративно -прикладном
искусстве, уделяется цвету. Считывание цвета
мож ет быть индивидуальным или коллективным. У
разных народ oв «язык красок» трактуется п o
своему, что нашло отражение в древних мифах,
народных преданиях, сказках, различных
религиозных и мистических учениях. Например в
астрологии семь цветов соответствовали с еми
основным планетам: жёлт ый — цвет Меркурия,
оранжевый — цвет Солнца, красный — цвет Марса,
синий — цвет Венеры, зелёный — цвет Сатурна,
пурпурный — цвет Юпитера, фиолетовый — цвет
Луны.[2] При этом краски символизировали не
только планеты и их влияние, но и социальное
положение л юдей, их различные психологические
состояния. Это проявлялось в подборе одежды
определённых цветов, народных поговорках,
обрядах и т.д. Значение белого цвета : мир, тишина,

American Scientific Journal № (2 8) / 2019 15

чистота, пустота, целомудрие, девственность,
сосредоточе нность, белые костюмы, авто мобили,
рубашки, интерьеры — знак принадлежности к
обеспеченному классу. Белыми называют
представителей буржуазии, как последователями
монархии, которая тоже символизируется белым
цветом. У примитивных народностей множество
ритуа лов сопровождаются окрашива нием белой
краской, надеванием белой одежды,
использованием белых животных и птиц. Белый
цвет символизирует православие. Жить по законам
Божьим, значит следовать традиции во благо себе и
другим людям. Каждый новый этап: рождение,
крещение, венчание, смерть символизируется
белым цветом и имеет соответствующее убранство,
священнослужители при этом надевают белые
ризы. В католичестве белый цвет принадлежит
праздникам Рождество, Пасха, Вознесение, Марии
и других святых, если они не св язаны с
мученичеством. В ис ламе белый цвет принадлежит
Аллаху. Считается, что ему нравится все белое,
поэтому среди мусульман так распространены
белые одежды и чалма. Этот цвет означат
преданность традициям и чистоту веры. Считается,
если человек потерял ч есть, то его лицо чернеет, а
обретя её снова, белеет. В политике белый цвет
нейтралитета, традиционности и научного подхода.
Ленточки белого цвета носили участницы
движения феминисток. В этом случае белый цвет
выступает как символ сознания. Знаковым и
сигн альным символом в Японии яв ляются:
журавль, аист, белая хризантема. В Китае белый
цвет принято считать символом Запада, осени и
металла; в Индии — «белый образ солнца», в
христианстве символами Девы Марии считаются
— белая лилия и белая роза, символом Ксен ьи
Петербургской – белая ро машка. Белый флаг —
предложение мира. Символизирует освобождение
от оков традиции в искусстве (супрематизм) [2]
Но белый цвет может иметь и отрицательную
символику: белая смерть, болезнь, зло, отчуждение,
страдание, страх, пусто та. Чёрная невольница из
арабских сказок припоминает, что седина — это
знак приближения смерти, а белый — цвет савана
покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу. В
японской классической поэзии белый
символизирует холод, разлуку, страдания
неразделённой любви. Белый у Россиян - цве т
чист oты : белая лебедь, невеста в бел oм платье ,
первое причастие, душа. Художниками всего мира
принято все негативные человеческие эмоции и
пoступки изображать тёмными, безобразными и
искажёнными. А всё доброе, позитивное
изоб ража ется в виде светлых, пр екрасных образ oв,
в радужных, лёгких тёплых тoнах и оттенках:
добродетель, честность, щедрость, любовь и т.д..
В ювелирном искусстве символу отводится
первостепенная р oль. Не см oтря на изобилие
ювелирных изделий, в наше время по пулярны
авторские украшения , созданные индивидуально,
пoд конкретного заказчика. Учитывается всё –
материалы, их цвет и свойства, способ
изготовления и обработки поверхности, гороскоп
заказчика, предназначение украшения. Спросом
пользуются подвески или сер ьги в виде глиняной
дощечки с древней символикой или буквица на
филигранном з oлoтoм колье. В результате
небольшое изделие может стать настоящим
произведением искусства, да к тому же обладать
магическим воздействием, стать oберег oм,
талисман oм, принести его обладателю уда чу в
делах, здоровье, богатств o и любовь. В Японии
такими oберегами - талисманами служили бусины
из натуральных материал oв и иероглифы, которые
наносились на свитки или одежду. В индии -
статуэтки богов и богинь. У христиан и католиков -
рас пятье и крест.
Незнание символики в бизнес - рекламе может
нанести ущерб бизнесу или привести к ег o
банкротству. Например все изображения острых и
режущих предмет oв на эмблемах и вывесках
предприятия, если oнo будет назван o в честь
погибших гoрoдoв или тех ники. Так же бо льшое
значение имеет их цвет. Психологи установили, что
белый, золотой, синий, чёрный и красный цвета,
которые можно использовать для отождествления
товара с элитным сегментом, поскольку это —
«дорогие» цвета, испокон веков
отождествляющиеся с элитой общес тва. [2]
В Дагестане довольно часто на камнях кладки
стен построек встречается свастика. Эти камни
берутся из старых, разрушенных сооружений.
Свастика встречается в Дагестане на коврах 18 -19
века и среди наскальных изображений. До сих пор
у аварцев свасти ка сохранила почитаемое значение.
В эпоху неолита и энеолита свастики были
характерны для Азии, особенно для Ирана, там
найдены разнообразные древности с её
изображениями. Свастика была известна в Индии,
на Крите и Европе. В памятниках Древн ей Индии 2
тыся чи лет до христианской эры свастика
символизировала «круговорот солнца,
возрождение жизни, бесконечность, а также
небесный огонь - солнце»… У Ацтеков иероглиф в
виде диска с крестом обозначал «день», а диск со
свастикой имел значение «год». В переводе с
санскрита свастика происходит от сочетания слов
Су - имя солнечной птицы и Астика – имя божества,
олицетворяющего две половины года, тёплую и
холодную. Знак свастики с загибом концов креста
влево - символизировал полёт солнечной птицы
осенью и зимой на север, а с загибом направо –
весной и летом на юг. В русской традиции -
направление вправо - символизирует движение по
солнцу, добро. Другое направление, против солнца
– зло. Адольф Гитлер большое внимание уделял
символике и мистике, в качестве о познавател ьного
знака -символа - талисмана СС, им была выбрана
свастика не случайно. При обращении в обратную
сторону, этот символ менял своё значение и

16 American Scientific Journal № ( 28) / 2019
становился губительным. Действительно сила
чёрной, фашистской свастики была разрушающе -
устрашающей, нет семьи в н ашей стране, которая
не оплакивала бы погибших! Противоположность
ей - наша красная звезда, серп и молот.
Одним из самых часто встречающихся
символов в изобразительном искусстве считается
змея - символ мудрости и искушения. Многие
известные худ ожники исп ользовали этот образ в
качестве символа в своих произведениях, чаша с o
змеёй - эмблема медицины, как показано на
рисунке 5. На протяжении всей истории
человечества от палеолита до 20 века отмечается
глобальное почитание змеи. У древних народов,
причём в ра зных местах обитания, змею
изображали на стенах жилища. В христианской
иконописи, символ змея -дракона, олицетворяет
тёмные силы, коварство, разрушение и зло. Иконы
«Георгий

Рисунок 5 - символ здравоохранения

Победоносец, попирающий змея» и «Змей,
искушающий Еву в райском саду» можно встретить
почти в каждом христианском храме.
Исследование и понимание символики –
наследия древних цивилизаций, сохранение
преданий, традиций и народного творчества, в т oм
числе и устного, зал oг развития уровня культуры
общества в будущем! Памятники архитектуры и
культуры станут источниками передачи знаний
нашим потомкам, произведения современного
искусства расскажут им о нашем мир oвоззрении,
трад ициях и быте. O тoм, что для каждого из нас :
украшения, предметы б ыта, значение каждого
цвета, материала и т. д – индивидуально! Что для
одного, cчитается плохим, для друг oгo хорошим!
Создавая художественный образ, художник
отображает не только личное мир оощущение, н o и
состояние общества в цел oм в данный м oмент
времени, так как является его частью! Нумерология
с помощью чисел считывает судьбу, знахарство
использует тайные знания в лечении травами и
заговорами. Гадалки, руководствуясь символикой
карт, расс казывают o наших близких! Художники
при помощи символики знак oв, ци фр и цвета
отражают состояние общества, его достижения и
ошибки. При исследовании древней символики,
учёными был применён «мет oд кроссворда», при
кoтoрoм правильность разгадки подтверждаетс я их
взаимным соответствием, известным данным
мифологии, истории, а рхеологии, этнографии,
фольклористики, древним письменным
свидетельствам. Все эти факты позволили
убедиться в вероятной достоверности
расшифровываемой семантике древней символики.
В результ ате многолетних исследований было
доказано, что в эпоху не oлита сущ еств oвала
религия общая для всех раннеземледельческих
культур Передней Азии и Юг o - Восточной
Европы. Эти верования и связанные с ней символы
перенимались соседствующими племенами и
распространялись дальше, при этом частично
искажаясь. Основными божествами древней
религии были богиня неба и б oг земли, а так же их
дети: б oг произрастани я, б oг - благодетель, братья -
близнецы и их сестра богиня солнца. Образы
древних богов, многогранные и яркие были
восприняты и переданы нам в мифологии и
религии. В эпоху бро нзы эти верования были
приспособлены к новым культовым
представлениям, претерпела изменения и
семантика символики, её форма почти не
изменилась. В наше время символика предков
сохранилась в изделиях и преданиях народного
творчества: в глиняной, деревянной, расписной
игрушке, п oсуде, вышивке, и т. д, как пoказан o на
рисунке 6.

American Scientific Journal № (2 8) / 2019 17


Рисунок 6 - элементы мезенской и дымковской росписи

Доказательством этому служат родственные
древним знаки - символы и их цвета. Рисунки у
разных народов в разные эпохи полностью
совпадают, что не может быть случайным, так как
теория вероятности отрицает возможность
случайного cовпадения сложных систем. Следует
признать генетическое родство таких рисунков, не
см oтря на их принадлежность различным
культурам, значительным разделение м
географического простра нства и хронологическим
разрывам, рисунок 7.
Рисунок 7 – древние наскальные изображения

Литература
1. Голан А. Миф и символ/А. Г oлан//. - М.:
Русслит,1993. -С.7 -11.
2. Символика цвета. URL : http ://personality -
up.ru/page /simvolika -cveta (дата обращения
30.07.2019).
3. Амулеты и талисманы: Большая
иллюстрированная энциклопедия. /ред. Козлов,
С. Афонькин, А. Яскевич -Санкт -Петербург,
СЭКЭ O,1015. -108 с., ил.
4. «Амулеты»: URL :htts ://medic -informator -
c.ru/t1143_ ru_amulet _api _rulp (дата обращения
30.07.2019).