Американский Научный Журнал СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ (4-12)

Изучение крымскотатарского музыкального фольклора является одной из актуальных научных задач современного музыкознания, так как, несмотря на существующие некоторые исследования, музыкальная культура крымских татар до сих пор мало изучена. Цель статьи – выявить принадлежность анализируемого произведения к жанру макам. В музыкальной культуре крымских татар структурный анализ крымскотатарской народной инструментальной музыки из сборника Ф. Алиева «Антология крымской народной музыки» до сих пор не производился, поэтому выбор темы обусловлен необходимостью заполнения существенного пробела. Данное исследование позволит составить представление о крымскотатарской народной инструментальной музыке. Скачать в формате PDF
4 American Scientific Journal № ( 38) / 2020
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78.067

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ К РЫМСКОТАТАРСКОЙ НАРО ДНОЙ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗ ЫКИ

Мамбетов а Гульше н Рустемовна
кандидат искусствоведения, доцент
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Республики Крым
«Крымский инженерно -педагогический университет»
Крым, г. Симферополь

STRUCTURAL ANALYSIS OF THE CRIMEAN TATAR PEOPLE'S INSTRUMENTA L MUSIC

Mambetova Gulshen Rustemov na
Candidate of Art History, Associate Professor
State budgetary educational institution of higher education
of the Republic of Crimea
“Crimean Engineering and Pedagogical University”
Crimea , Simferop ol
DOI: 10.31618/asj.2707 -9864.2020.2.38.11
Аннотация. Изучение крымскотатарского музыкального фольклора является одной из актуальных
научных задач современного музыкознания, так как, несмотря на существующие некоторые исследования,
музыкальная культура крымских татар до сих пор мало изучена.
Цель с татьи – вы явить принадлежность анализируемого произведения к жанру макам. В музыкальной
культуре крымских татар структурный анализ крымскотатарской народной инструментальной музыки из
сборника Ф. Алиева «Антология крымской народной музыки» до сих пор не пр оизводился , поэтому выбор
темы обусловлен необходимостью заполнения существенного пробела. Данное исследование позволит
составить представление о крымскотатарской народной инструментальной музыке.
Annotation. The study of Crimean Tatar musical folklore is one of the urgent scientific tasks of modern
musicology, because, despite some existing studies, the musical culture of the Crimean Tatars is still poorly
understood.
The purpose of the article is to identify the belonging of the analyzed work to the genre of poppies. In the
musical culture of the Crimean Tatars, a structural analysis of the Crimean Tatar folk instrumental music from the
collection of F. Aliyev “Anthology of the Crimean folk music” has not yet been made, so the choice of topic is
due to the nee d to fill in a significant gap. This study will provide an idea of the Crimean Tatar folk instrumental
music.
Ключевые слова: такт; предложение; лад; мелодическая линия; вариант; макам; макамный принцип
развития; структурный анализ.
Key words: tact; sent ence; fret; melodic line; option; poppies; macamic principle of development; structural
analysis.

Актуальность исследования. На протяжении
длительного исторического периода искусство
макамата, выработав свои определенные каноны,
породило удивительное мно гообразие и
разнообразие музыкальных форм, стилей,
исполнительских традиций. Как отмечает Р.Ю.
Юнусов, «искусство макамата составило целую
эпоху в истории многих национальных
музыкальных культур Ближнего и Среднего
Востока. Именно в макамате наиболее п олно кровно
и ярко выражена общность и особенности
традиционного музыкального творчества и
исполнительства ряда народов среднеазиатского и
закавказского регионов и зарубежного Востока» [2,
4]. Однако, в музыкальной культуре крымских
татар это направление ис кусс тва по -прежнему
является мало изученной проблемой. Думается, что
искусство макамата не обошло стороной и
крымскотатарскую музыку.
Цель статьи. Автор работы в своем
исследовании пытается выявить макамный
принцип развития в крымскотатарской народной
инс трум ентальной музыке «Джанкой агъыр
авасы». Это может послужить основанием для
предположения о возможном существовании жанра
макам в музыкальной культуре крымских татар.
В качестве основных методов исследования
были использованы следующие: сравнительный
ме тод, метод структурного анализа.
Основная часть. Агъыр авалар - медленные
танцы. В народе часто говорят: «Агъыр ава -
къайтарма» (Медленный танец и хайтарма). Это
циклическая форма, когда вслед за медленным,
плавным танцем идет контрастная ему быстрая
хайт арм а. Без «Агъыр ава» не проходит ни одна

American Scientific Journal № ( 38) / 2020 5

крымскотатарская свадьба, а отсюда его большая
популярность. Если для къайтармы типичен размер
7/8, то для агъыр ава - 9/4, раскладывающийся на
5/4 + 4/4 или 4/4 + 5/4, иногда встречаются и в
размере 5/4. Часто всл ед за медленной агъыр ава
следует быстрая къайтарма, образуя своеобразную
танцевальную композицию, как например, «Чобан
авасы ве къайтарма» (Медленный танец пастуха и
къайтарма), что демонстрирует принцип
ускорения, свойственный предыдущим танцам.
Изначаль но исполнение этих танцев
предназначалось для мужчин, о чем
свидетельствуют агъыр авалар с названием «Акъай
авасы» (Мужской танец). Со временем их начали
танцевать и женщины в паре с мужчинами. Многие
«Агъыр ава» имеют собственные названия,
например, «Он с еки зге кельди яшым» (Мне
исполнилось восемнадцать лет), «Акъмесджит
яшлары» (Симферопольская молодежь), «Назлы
ярем» (Милая неженка), «Матай» (Танец младших),
«Акъай авасы» (Мужской танец) и т.д. «Агъыр ава»
обычно исполняется полным составом ансамбля, но
ино гда солируют отдельные инструменты [1, с.13].
Также «агъыр ава» имеют собственные
названия, означающие место их рождения,
например, «Джанкой агъыр авасы» из сборника
Ф.Алиева «Антология крымской народной
музыки» [1, c. 535].


Анализ. «Джанкой агъ ыр авасы» име ет
размер 4/4+5/4, который сохраняется на
протяжении всего произведения. Данное
произведение состоит из двух периодов. Каждый
период делится на два предложения.
Рассматриваемое произведение написано в
постоянно чередующихся тональ ностях фа маж ор
(F dur ) и ре -минор ( d moll ).
Диапазон мелодии составляет дуодециму: от
ля малой октавы - до ми бемоль второй.
Первый период состоит из двух предложений

Первое предложение:



Второе предложение:

6 American Scientific Journal № ( 38) / 2020
Предложения можно поделить на четыре
фр азы, к аждое из которых состоит по два такта.
В первом предложении встречается
пониженная VII ступень, что характерно для
миксолидийского лада. Во втором предложении
повышенная VII ступень признак гармонического
лада.
В ритмическом плане, мелодическая л иния
первого периода, имеет такие длительности как:
восьмые, четвертные, шестнадцатые, восьмые с
точкой. Мелодия украшена короткими
форшлагами, лигами, что нередко встречается в
крымскотатарской народно -инструментальной
музыке.
Изучив музыкальный материал данно го
про изведения, можно предположить, что «Джанкой
агъыр авасы» относится к жанру «макам», где
первый такт является интонационным зерном всего
произведения.


Второй такт построен на материале первого.


Рассмотрим подробнее сходство данных
тактов:
Первая доля второго такта идентична первому
такту


Последующий фрагмент второго такта, также
имеет сходство с первым тактом, но немного в
преображенном виде, триоль с четвертью
заменяется на 4 восьмые.


Следующий фрагмент второго такта
полностью построен на материале первого, это
касается и последней доли обоих тактов.

American Scientific Journal № ( 38) / 2020 7


Третий такт полностью аналогичен первому такту.


Начало четвертого такта заимствованно из второго такта,


а вот уже третья и четвертая доля - это вариант
третьего такт а с небольшим изменением, также в
третьем такте четвертая доля записана четвертной
длительностью, а в четвертом такте появляются
восьмые.


Следующий фрагмент 4 такта, является повторением второго такта.

8 American Scientific Journal № ( 38) / 2020

Последняя доля четвертого такта идентична
вто ром у такту, но немного в преображенном виде,
также в данном такте впервые появляется короткий
форшлаг.


Пятый такт вытекает из предыдущего 4 такта,
однако он записан на другом высотном уровне


Шестой такт берет начало из пятого такта, в
данном ф рагменте пр ослеживается секвенционный
ход.


Однако последняя доля шестого такта
дублирует фрагмент из второго такта, но звучит на
другом высотном уровне.

American Scientific Journal № ( 38) / 2020 9

Седьмой такт дублирует пятый такт


Восьмой такт, аналогичен шестому такту, но
отличаетс я заключительной до лей.

Второй период также делится на два предложения
1 предложение:



2 предложение:



Во втором периоде, также встречается
пониженная VII ступень мажора, что характерно
для миксолидийского лада и повышенная VII
ступень минор а, признак гар монического лада.
Мелодическая линия данного периода,
украшенная короткими форшлагами и лигами,
движется волнообразно, постепенно поднимаясь
вверх, а зат ем плавно опускаясь вниз.
Используемые длительности: восьмые, четвертные,
шестнадцатые, восьмые с точкой.
Девятый такт построен на материале первого
такта. Отличаются они лишь первыми 4 долями

10 American Scientific Journal № ( 38) / 2020

То же самое происходит в 10 такте, он берет
начало у второго такта


Одиннадцатый такт дублирует девятый такт
11 такт:

9 такт:

Двенадц атый та кт - это вариант четвертого такта.


Тринадцатый такт аналогичен пятому такту

American Scientific Journal № ( 38) / 2020 11

Четырнадцатый такт является вариантом 6 такта
14 такт:

6 такт:


Пятнадцатый такт - дублирует тринадцатый такт
15 такт:


13 такт:


Шестнадцатый такт являе тся вариантом восьмого такта
16 такт:


8 такт:


Вывод. Таким образом, в ходе проделанного
структурно -сопоставительного анализа
крымскотатарской народно -инструментальной
музыки «Джанкой агъыр авасы» выяснилось, что
данное произведение представляет со бой жанр
«макам», так как произведение развивается по
макамно му принципу, где каждое последующее
изложение музыкального материала вытекает из
предыдущего.
Для крымскотатарской народной
инструментальной музыки характерна свобода и
широта мелодического разв ертывания, гибкость
ритма и метра, ладовое богатство.
Наряд у с натуральным мажором и минором в
крымскотатарской народной инструментальной
музыке встречаются лады с увеличенной секундой.
Из мажорных ладов чаще используется
миксолидийский. Следует отметить , что богатство
ладовой системы крымскотатарской народно -
инст рументальной музыки на сегодняшний день
мало изучено. Метроритмическая сторона
крымскотатарских народных произведений и
мелодий разнообразна и сложна. Ей свойственны
такие размеры как: 2/4; 3/4; 5/4; 4/4; 3/2; 7/4; 3/8; 4/8;
5/8.
Нередко в крымскотатарск ой народной
инструментальной музыке встречаются
переменные размеры. Также характерны самые
разнообразные длительности, самые
разнообразные темпы от медленных, умеренных,
до быстрых и задорных.
Муз ыка льные произведения крымских татар
насыщены различными ук рашениями, короткими и
долгими форшлагами, трелью, мордентами,
мелизмами и т.д.
Крымскотатарская народная
инструментальная музыка очень колоритна,
виртуозна и импровизационна. Она очень сложна,
разнообразна в ритмическом плане, интонационно
оригинальна. Исполнение крымскотатарской
народной инструментальной музыки требует от
музыкантов большой виртуозности и часто связано
с почти непреодолимыми трудностями ввиду
специфических особенностей метроритма .
В результате проделанного структурного
анализа крымскота тарского народного
инструментального произведения «Джанкой агъыр

12 American Scientific Journal № ( 38) / 2020
авасы» выяснилось, что в данном произведении
выдержан принцип последовательного
развёртывания интонационно -мелодического
материала, г де взаимное соотношение составных
частей отличается логиче ской осмысленностью и
драматургической направленностью.

Список литературы References
1. Антология крымской народной музыки /
Под ред. Ф.М.Алиева . – Симферополь , 2001. - 600
с. [Anthology of Crimean folk music / Ed. F.M. Aliyev.
- Simferopol, 2001. -- 600 s .]
2. Юнусов Р.Ю. Макомы, мугамы. – Ташкент:
«Фан» 1978. – 88 c. [Yunusov R.Yu. Macoms,
mugams. - Tashkent: “Fan” 1978. - 88 p.]

УДК: 394

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИ ЦИИ СВАДЕБНОГО ОБРЯД А НАНАЙЦЕВ КАК
ИНФОР МАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК В СОЗДАНИИ ТЕМАТИЧЕСК ОЙ ЖИВОПИСНОЙ
КОМПОЗИЦИИ

Мартынова Н .В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, ДПИ и этнокультуры,
Тихоокеанский государственный университет, Россия, г. Хабаровск

ETHNOCULTURAL TRADIT IONS OF THE WEDD ING CEREMONY OF NANA IS AS
INFORMATION SOURCE I N CREATION OF THEMAT IC PICTURESQUE COMPO SITION

Martynova N. V.
PhD, Associate professor at the Department of design, applied arts and ethno culture ,
Pacific National University Khabarovsk, Russia

Аннотация . В статье доказывается важность предварительного изучения материала будущим
художником -педагогом для изображения сюжетных композиций на этническую тематику. Посредством
чтения, исследования работ мастеров художник делает возможным более достоверную передачу
национальных особенностей. На примере изучения традицион ной культуры Приамурья можно увидеть,
что различного рода нюансы возможно передать только непосредственно погружаясь в судьбу народа,
проникаясь его историей и обычаями. Акцентируется внимание на том, что знакомство с культурой
коренного населения Амура не обходимо начинать с орнамента, поскольку он включает в себя самобытное
мифопоэтическое мироощущение, выступает языком символизма, сопровождающим человека на
протяжении жизни. Проявляясь в таком многогр анном и сложном обряде нанайцев, как свадебный, он
умно жает своё исконное значение оберега, трансформируется в уникальные образы и приобретает
особенную семантику, возвышающую невесту до масштаба Вселенной. Поэтому данная тематика может
послужить основой д ля формирования этнокультурных компетенций в ходе подго товки художников -
педагогов. Делается вывод о том, что внедрение в образовательный процесс регионального
этнокультурного компонента будет способствовать гармоничному формированию личности, а вместе с
ней – толерантного общества.
Abstract . The article proves the importance of previously studying of literature by future teacher -artist for
creation compositions with ethnic them atic. By reading, studying works of folk art artist makes possible the most
authe ntically interpretation of national features. On the Amur culture’s studying example is possible to see that
different nuances are reflect only thanks to immersion in people’s fate, their history and customs. Attention is
focused on position that the meeti ng with Amur culture is correctly to begin with studying of the ornament, because
it is an original mythological attitude, the language of symbols, which goes side by side wit h life of human.
Manifesting in the wedding custom of Nanais, it multiplies its a ncient amulet meaning, transforms into unique
figures and gets special semantics, which rises to scale of the Universe. That’s why this topic could become the
basis of the for mation of ethno -cultural competencies of the teacher -artist. The conclusion says that the integration
to educational process an regional ethno -cultural component will probably help to form a harmonious personality,
and also, with it – the tolerant society.
Ключевые слова: этнокультурн ые компетенции, изучение, традиция, орнамент народов Приамурья,
свадебный обряд.
Key words: ethno -cultural competencies, studying, tradition, Amur ornament, wedding custom.

Вступление
Известно, что одним из ценнейших
человечес ких благ является знание, а оно
приобретае тся в результате изучения. Художнику
умение изучать необходимо, а ос обенно если, но
связано с созданием тематических композиций с
национальным колоритом. Изображая сюжетные
композиции на этническую тематику, художн ик
должен учитывать разного рода нюансы. Они
включают в себя знание истории, традиций,
орнамента и цветового с одержание традиционного
костюма, причесок и головных уборов,
характеристики передаваемых портретов и
окружающей действительности, чтобы сюжет