Американский Научный Журнал МОСКВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГОРОД ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В АВТОРСКОМ УЧЕБНО-БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (17-44)

Статья посвящена интерпретации темы Москвы в авторском учебно-беллетристическом тексте преподавателя для иностранной аудитории на уровне владения русским языком B1-C1. Анализируются некоторые социокультурные и эмоционально-личностные компоненты, из которых складывается образ Москвы в новеллах цикла Скачать в формате PDF
ASJ № ( 35) / 20 20 17

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОСКВА КАК СОЦИОКУЛЬ ТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГОРОД ЛИЧНЫХ ВПЕЧА ТЛЕНИЙ
В АВТОРСКОМ УЧЕБНО -БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКОМ ТЕК СТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛ Я
ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИ И

Пузырева Ольга Григорьевна
Соискатель
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Государственный институт русского языка им. А .С. Пушкина »

MOSCOW AS A SOCIAL A ND CULTURAL SPACE AN D A CITY OF PERSONAL IMPRESSIONS IN
THE AUTHOR'S EDUCATI ONAL -FICTIO N TEXT OF THE TEACHE R FOR A FOREIGN
AUDIENCE

Puzyreva Olga Grigoryevna
Applicant
of the Federal State Budget Educational Institution
of Higher Education
«Pushkin State Russian Language Institute»

Аннотация. Статья посвящена интерпретации темы Москвы в авторском учебно -беллетристическом
тексте преподавателя для иностранной аудитории на уровне владения русским языком B1-C1.
Анализируются некоторые социокультурные и эмоционально -личностные компоненты, из которых
складывается образ Москвы в новеллах цикла.
Abstract. The article is devoted to the interpretation of the theme of Moscow in the author's educational and
fiction text of the teacher for a foreign audience at the level of Russian language proficiency B1 -C1. The author
analyzes some socio -cultural and emotional -personal components that make up the image of Moscow in the cycle's
novels.
Ключевые слова: авторский учебно -беллетристический текст преподавателя для иностранной
аудитории; уровень владения русским языком B1-C1; город как социокультурное пространство; город как
эмоционально -личностное пространство; Москва; К.Н. Батюшков; Л.Н. Толстой; Н.П. Анциферов; И.А.
Бунин; В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, Ф.А. Абрамов; «русская мечта», А.А. Проханов.
Key words: author's educational and fiction text of the teacher for a foreign audience; level of Russian
language proficiency B1 -C1; city as a socio -cultural space; city as an emotional and personal space; Moscow; K.
N. Batyushkov; L. N. Tolstoy; N. P. An tsiferov; I. A. Bunin; V. G. Rasputin, V. P. Astafiev, V. M. Shukshin, F.
A. Abramov; "Russian dream", A. A. Prokhanov.

Данная статья продолжает цикл публикаций, в
которых исследуются типологические дефиниции и
методические аспекты авторского учебно -
беллетристического текста преподавателя для
иностранной аудитории на уровне владения
русским языком B1-C1. В ней будут
проа нализированы те компоненты, из которых
складывается в авторском цикле новелл
представление о Москве как о социокультурном и
эмоционально -личностном пространстве. В
приложении к статье коллеги могут ознакомиться с
текстом одной из новелл.
«Как ни старались люди, собравшись в одно
небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать
ту землю, на которой они жались, как ни забивали
камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как
ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни
дымили каменным углем и нефтью, как ни
обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных
и птиц, - весна была весною даже и в городе» [19:
5].
Многим коллегам -филологам, вероятно, ещё
со студенческих лет памятен этот текст, - начало
романа Л.Н. Толстого «Воскресение», - который
преподаватели част о использовали на
практических занятиях по синтаксису сложного
предложения как беспрецедентно яркий пример
сложносочинённого предложения с бессоюзной
связью. А преподаватели русской литературы XIX
века обращались к данному тексту, доказывая
крайне негативн ое отношение позднего Толстого к
понятию цивилизации, олицетворением которой
становится город.
Однако какие бы аргументы в пользу деревни
ни приводили, вслед за
Л.Н. Толстым, лучшие писатели Земли
Русской, - Валентин Распутин, Виктор
Астафьев, Василий Шукш ин, Фёдор Абрамов,
- говоря об отрыве человека города от природы, об
отчуждённости людей в городском пространстве, о
потере ими нравственных корней и смысла
существования в суете городской повседневности,
для россиян притягательность больших городов в
тече ние XX -XXI веков стремительно нарастает, и
не только в силу экономических причин. Поэтому в
наших новеллах мы не могли не обратиться к теме

18 ASJ № ( 35) / 20 20
города, тем более что их автор родилась, выросла и
живёт в Москве.
Наш цикл называется «Несколько личных
портретов н а фоне московского неба, или Повесть
с нестрогим сюжетом». В него входят семнадцать
сюжетных эпизодов, каждый из которых можно
читать и обсуждать с иностранными учащимися как
самостоятельную новеллу. Сквозной героиней
цикла является москвичка Алина, alter ego автора.
То, как она воспринимает людей и события, как
относится к семье, природе, родному городу,
искусству, какие у неё нравственно -смысловые
приоритеты бытия, - все эти обстоятельства
оказываются тем объединяющим условием, при
котором происходит реал изация цикличности
данного художественного замысла.
Главная идея цикла акцентирована уже в
заглавии словосочетанием «несколько портретов»,
а затем – в эпиграфе, которым стала первая фраза
рассказа И.А. Бунина «Сны Чанга» (1916): «Не всё
ли равно, про кого говорить? Заслуживает того
каждый из живших на земле» [5:107]. Если
использовать выражение Л.В.Чаловой, то в данном
тексте «личностное начало актуализировано»
прежде всего «через художественный портрет»
[21]. А мысль Бунина о самоценности и
неповторимости каждой человеческой судьбы
одновременно подчёркивает и тот факт, что
личностное начало в человеке актуализируется
только тогда, когда он связан с другими людьми и
для кого -то интересен; когда его судьба вызывает
отклик и сочувствие у другого человека.
Диал огическое взаимодействие человеческих
индивидуальностей, а также диалог с лучшими
образцами родной и мировой культур как одна из
сущностных характеристик жизни человека и
составляет, таким образом,
основное содержание цикла.
Важную сюжетно -повествовательн ую и
эмоционально -эстетическую роль в этом
диалогическом взаимодействии играет образ
Москвы и её городские ландшафты, включая вид из
окна. Академик РАН С.Э. Вомперский справедливо
замечает, что ландшафт относится к числу
наиболее значимых внешних объектов, которые
формируют ментальность, то есть образ восприятия
жизни, - как у отдельного человека, так и у нации в
целом [22].
В предлагаемом цикле ландшафт Москвы, её
культурно -пространственные объекты и
повседневно -бытовые реалии эмоционально
опосредованы от ношениями героев, их душевными
движениями и впечатлениями. Поэтому, с одной
стороны, они становятся автобиографическими и
автоэтнографическими, преломляясь через
социокультурную реальность и различные периоды
жизни центральной героини цикла: детство,
юност ь, зрелость. С другой, являясь выражением
некоторых констант русской ментальности и её
культурно -аксиологических составляющих, они
помогают героине ощутить эстетическую и
нравственную преемственность различных
жизненных этапов и «смысл -акме» [4] своего
сущ ествования. Таким образом в новеллах цикла
реализуются социокультурная и
культурологическая концепции города, которые,
как отмечает М.Л. Паламарчук, ссылаясь на
исследования М. Вебера, Л. Мэмфорда, Л.В.
Кошмана, А.А. Высоковского, Е.Ю. Агеевой, С.С.
Ляхово й, Е.В. Микляевой, М.С. Кагана, Г.З.
Каганова, М.Н. Межевич, Э.В. Соколова,
заключаются в представлении о городе как об
особой форме интеграции общества и о
специфическом пространстве коммуникации,
наполненным смыслом [16].
О привлекательности Москвы можн о говорить
бесконечно, и её образ в авторском учебно -
беллетристическом тексте представлен достаточно
широко. Но в рамках статьи мы расскажем лишь о
некоторых социокультурных и эмоционально -
личностных компонентах, из которых
складывается образ московского п ространства в
нашем цикле новелл.
Н.П. Анциферов в своей знаменитой книге
«Душа Петербурга» (1922) пишет, что через
познание внешнего облика города можно прийти к
постижению его души [2]. При этом необходимо
учитывать не только ландшафт и архитектуру, но и
такие природные характеристики, как запахи,
звуки, смену закатов и восходов [2]. С детства
Алина ощущала душу Москвы в аромате сирени на
территории детского садика («Лидия
Александровна и сирень»); во время снегопада в
центре Москвы («Два снегопада»); соз ерцая
живописные закаты на Юго -Западе столицы
(«Лермонтов»); слушая проливной дождь и вдыхая
запах мокрых московских тополей («Танец с
зонтиком на маминой работе»). Снегопад, тополь,
дождь – слова мужского рода. Однако героине
казалось, что именно магическ ое слово -женщина
«Москва» управляет всеми этими природными
явлениями. В эмоционально -эстетическом
восприятии девочки столица часто представала
нарядной, энергичной и заботливой царицей,
похожей на прекрасных героинь «Сказок» А.С.
Пушкина и одновременно - на множество
неизвестных, но таких милых и симпатичных
женщин, стучащими каблучками по асфальту.
О женском начале Москвы много писали.
Один из современных электронных журналов
прямо так и называется: «Женщина Москва.
Культура любимых городов». Но ещё К.Н.
Батюшков в «письме» «Прогулка по Москве»
отмечал обилие симпатичных, «прелестных
женщин» на улицах города [3]. Женственную душу
Первопрестольной отмечает Н.П. Анциферов,
ссылаясь на Л.Н. Толстого и приводя цитату из
романа «Война и мир»: «Всякий русский че ловек,
глядя на Москву, чувствует, что она мать; всякий
иностранец, глядя на неё и не зная ее материнского
значения, должен чувствовать женственный
характер этого города; и Наполеон чувствовал его»
[2]. В новелле «Каких, каких музыкантов?..» Якуб
Ковальчик , студент из Польши, делясь с Алиной
своими страноведческими наблюдениями,
подсознательно ощущает женскую душу Москвы:

ASJ № ( 35) / 20 20 19

«Я в Москве совсем недавно, но уже успел
заметить, что русские женщины очень смешливые
и остроумные».
Современная исследовательница С.А. Горбова
в статье «Москва – Петербург. Великое
противостояние столиц», привлекая мнение А.С.
Пушкина, строки Н.А. Некрасова и других великих
литераторов, а также писателей второго ряда,
пишет о Москве как хранительнице женского
начала и связанного с ним стр емления к
гармоничному мироустройству в семейно -
родственных отношениях, в просветительской и
познавательной деятельности [7]. Добавим:
женская аура московского пространства
проявляется также через различные виды искусства
и прежде всего через балет, поскол ьку наша
столица является его всемирно признанным
царством. В новелле «Лидия Александровна и
сирень» красивая и на первый взгляд высокомерная
заведующая детским садиком, куда мама каждый
будний день отводит Алину, является, как
выяснилось, страстной поклон ницей великой
балерины Майи Плисецкой, сценические
фотографии которой лежат в кабинете Лидии
Александровны на рабочем столе под стеклом
вместе с приказами и распоряжениями
министерства. К тому же заведующая - бездетная
женщина, но мать по призванию. Её вне шнее
великолепие, душевная чуткость, неустанная
забота о детях соединяются в восприятии девочки с
очарованием цветущей сирени, в которой
буквально утопает территория детского сада
майской порой. Ароматные соцветья становятся
для Алины олицетворением колыбе ли детства -
безмятежной, защищённой от всех невзгод, и
одновременно - морем безграничного счастья. В
единое царство красоты -доброты объединяются
образ мамы, заведующей, выражение женской
души и грации в балетном жесте Майи Плисецкой,
локальная территория детства и многоликая
взрослая Москва.

Сирень «Красавица Москвы» в полураспустившемся виде.

20 ASJ № ( 35) / 20 20
Сирень «Красавица Москвы» в распустившемся виде.

Эдуардо Кобра (Бразилия), Агналдо Брито (Бразилия).
«Майя Плисецкая». Граффити 2013 года. Москва, Улица Большая Дмитровка. Произведение
изобразительного искусства посвящено 88 -летию великой балерины.

Итак, важным социокультурным компонентом
образа Москвы в нашем цикле является театр.
Исследуя понятие театральной среды современного
города, А.С. Точилкина, опираясь на суждения
Патриса Пави (Пависа), с одной стороны, делает
вывод о том, что «структура театрального
пространства замкнута внутри реально
воссоздаваемого театрального действа –
конкретного спек такля» [20]. C другой – считает,
что, несмотря на это, «театр активно и полно
включён в многообразие не только
художественных практик, но в целом вписан в
городское пространство как единую площадку
взаимодействия с различными институционными и

ASJ № ( 35) / 20 20 21

внеинституци онными образованиями, что,
собственно, и позволяет говорить о театральности
самого города» [20]. В нашем цикле для двух
совершенно разных поколений - поколения
Аннушки, детство которой проходило в Москве
1930 -х годов; и поколения Алины, которая была
поздни м ребёнком и росла в Москве 1960 -х – 1970 -
х годов, - театр действительно стал не только
замкнутым сценическим действом, но в
буквальном смысле храмом, открывающим душе
путь к совершенно иной реальности. Новелла
«Детство никуда не уходит» повествует, в
част ности, о том, как Аннушка впервые повела
свою четырёхлетнюю малышку в Большой театр на
балетный спектакль О.Г. Тарасовой «Цветик -
семицветик». Музыку написал композитор Евгений
Крылатов на сюжет одноимённой сказки Валентина
Катаева. В обстановке великолепно го интерьера
театрального фойе и зрительного зала, а затем во
время самого спектакля девочка, очарованная
декорациями, световыми эффектами, музыкой и
выразительностью балетной пластики учащихся
Московского хореографического училища,
танцевавшими вместе со взрослыми артистами,
лишь сейчас остро почувствовала веру в
возможность чуда, описанного в литературном
произведении, хотя ранее уже была знакома с
содержанием сказки. А вместе с этим Алина
приобщилась душою и сознанием к пониманию
присутствия в её жизни т айны духовного мира –
наряду с привычным и вроде бы понятным
повседневно -материальным существованием.

Фасад Большого театра при вечернем подсвечивании.
Зал Большого театра. Историческая сцена.

22 ASJ № ( 35) / 20 20
В новелл е «Эрика и Эльза Карловна»
говорится, в частности, о «театральном»
московском детстве Аннушки. На первом плане в
повествовании оказываются детский
драматический и кукольный театры, которые в
1930 -е годы активно развивались, чередуя в своём
репертуаре сказк и А.С. Пушкина, С.Я. Маршака,
А.Н. Толстого и проецируя эстетику сценического
воплощения традиционно положительных
нравственных качеств русского человека, тему
победы добра над злом на воспитательные цели
современности: хорошо учиться, уметь дружить,
помог ать тем, кто слабее тебя, не обманывать,
привыкать к труду, стараться сделать что -то
своими руками и так далее. Мы полностью
согласны с мнением О.Е. Коханой: анализируя
творческую и коммуникативно -игровую функции
детского театра, она считает его самобытным
российским явлением [13]. Сегодня, наряду с
легендарным ТЮЗом (Театром юного зрителя),
Центральным детским театром (ЦДТ), Театром
«Уголок дедушки Дурова» и Московским театром
кукол, в Москве существует множество новых
театров для детей: Театр имени Наталь и Сац, Театр
кошек Юрия Куклачева, Детский музыкальный
театр юного актёра (ДМТЮА), Театриум Терезы
Дуровой на Серпуховке, Театр детской книги
«Волшебная лампа», Музыкальный театр
«Аквамарин» и многие другие.

Народный артист РС ФСР Юрий Куклачев со своим усатым и хвостатым «артистом».

В новелле «Накидка для слона» частые
совместные походы подросшей Аннушки и её
мачехи в театр с последующим обсуждением
спектаклей становятся эмоционально -этическим и
коммуник ативно -речевым фактором, благодаря
которому мачеха Александра, ранее не
проявлявшая материнских чувств к ребёнку мужа,
смогла хотя бы немного привязаться к девочке, а та,
в свою очередь, хотя бы немного почувствовать по
отношению к себе её искренний интере с и заботу.
В сознании россиян, никогда не бывавших в
Москве, этот город давно ассоциируется со
«сладкой жизнью», хотя в действительности,
конечно, всё выглядит далеко не так однозначно.
Впрочем, если отбросить метафору и взглянуть на
данную тему сугубо п рактически, то следует
заметить, что исстари и по сей день, во многом
благодаря проживавшим здесь французам, Москва
славится производством конфет, других
кондитерских изделий, мороженого. Обратимся
снова к свидетельству К.Н. Батюшкова: «Зайдем
<…> в конфек тный магазин, где <…> Гоа продает
мороженое и всякие сласти» [3]. В новелле
«Детство никуда не уходит» тема семьи и детства
связана как с атмосферой повседневности 1960 -х -
1970 -х годов, так и с нынешним временем.
Топонимика столицы и давние события отлича ются
здесь, как и в цикле в целом, сюжетной
протяжённостью в современность.
Олицетворением счастливого детства Алины
становятся игрушки, книжки -раскладушки
(современные названия – «интерактивная книга»,
«книга с закрылками», «книга с секретами») и,
конечно , конфеты. Поскольку все сюжеты
авторского учебно -беллетристического текста
«частично креолизованные» (Е.Е. Анисимова), то
словесно -образная информация дополнена
«визуально -пластическими субкодами» (В.Н.
Степанов): взятыми из Интернета фотографиями
Московс кой кондитерской фабрики «Красный
Октябрь» и её легендарной продукции. Это ириски
«Кис -кис», шоколадные конфеты с кремовой
начинкой «Ну -ка, отними!», легендарная
шоколадка «Алёнка» и многое другое.

ASJ № ( 35) / 20 20 23

Московская кондитерская фабрик а «Красный Октябрь». Берсеневская набережная, дом 8.
Кондитерское производство в этом здании существовало с 1889 по 2007 год. Затем, с сохранением
торгового бренда, или фабричной марки, оно было перенесено в другое место.

Ириски «Кис -кис» в современном варианте.

Конфета «Ну -ка, отними!» в современном варианте.

24 ASJ № ( 35) / 20 20
Легендарная шоколадка «Алёнка» в современном варианте.

Ландшафт Москвы невозможно представить
без многочисленных прудов, о чём также писал
К.Н. Батюшков в «Прогулке по Москве»: «Пруды
украшают город и делают прелестное гулянье» [3].
По -прежнему сегодня - это Чистые Пруды,
Патриаршие пруды; Новодевичьи пруды во зле
Новодевичьего монастыря; Большой Пресненский
пруд на территории Московского зоопарка; а также
Голицынские пруды - Большой и Малый,
соединённые узким перешейком и ставшие сегодня
«одним из самых романтичных мест Москвы» [6], в
Центральном парке культуры и отдыха имени М.
Горького (ЦПКИО имени М. Горького);
Воронцовские пруды, - всего не перечислишь.

Патриаршие пруды, где «весной, в час небывало жаркого заката"
начинаются загадочные события романа М.А. Булгакова «Мастер и Марг арита».

ASJ № ( 35) / 20 20 25

Голицынскые пруды в ЦПКИО имени М. Горького.

Зимой, в течение многих лет, московские
пруды неизменно превращались в ледовые катки.
Нынешняя зима 2019 -2020 годов в Москве
беспримерно тёплая. В Интернете мы прочитали,
напри мер, что «каток на Чи cтых прудах будет
работать с наступлением устойчивых морозов»
[11]. Но во времена детства центральной героини
нашего цикла зима приходила вовремя, и морозы
были весьма устойчивыми. Поэтому в новелле
«Детство никуда не уходит» Алина под
руководством папы учится кататься на фигурных
коньках, делает «ласточку» и подсечку именно на
Чистых прудах, в центре Москвы, поскольку тогда
их семья жила недалеко от этого места.
Справедливости ради следует отметить, что
сегодня самый популярный московс кий каток – это
всё -таки каток из искусственного льда на Красной
площади. Он функционирует, конечно, только в
зимние месяцы.

Каток на Чистых прудах в морозную зиму.

В русском языке существуют расхожие
метафорические выражения «Мысли витают в
воздухе», «Идеи витают в воздухе». В московском
воздухе постоянно витает идея научно
сконструированного бессмертия, что ярко
подтверждается литературными контекстами
самых разных эпох, начиная от Петровской и
вплоть до наших дней. Так, В.В. Калмыкова
отмечает: "Ещё одна специфическая московская
тема - бессмертие. Причём не только города, но и

26 ASJ № ( 35) / 20 20
человека <...> "Московская" версия русского
космизма предлагает конкретное и - вполне в
московском духе <...> научное решение п роблемы.
В "Собачьем сердце» Булгакова переворот в
биологии совершает профессор Преображенский; в
прозе Платонова фигурирует целый
исследовательский институт, индустрия,
работающая на реализацию программы обретения
вечной жизни <...>" [10]. В новелле «Детс тво
никуда не уходит» маленькая Алина идёт за руку с
отцом по московской улице и, всё больше и больше
переполняясь впечатлениями от окружающих
людей и реалий, вдруг задаёт ему вопрос: "Пап, а
мы умрём?" На что отец, математик по
специальности, которому тог да уже было за сорок,
отвечает: "Нет, не умрём. К тому времени учёные
обязательно придумают что -нибудь, и люди не
будут умирать». Ответ совершенно в
идеологическом духе 1960 -х годов. Но и в вечном
духе Москвы тоже.
И уж если мы перешли к разговору о вечном,
то никак нельзя обойти образ московского неба,
который, напомним, есть в заглавии нашего цикла,
являясь, во -первых, уже другим, нерукотворным
онтологическим эквивалентом бессмертия; во -
вторых, топографически обозначенным
пространством, входящим во всенародное
сознание; в третьих, для Алины - эмоционально -
сокровенной портретной галереей.
Имея в виду повседневность, следует
отметить, что московское небо даже в наше время,
жутко загазованное автомобилями, гораздо чаще
бывает безоблачно -син им, чем небо Петербурга. А
если обратиться к литературе, то тема небесной
лазури зазвучит бесконечно прекрасной музыкой
русской души и мечты, где уже не получится
ограничиться только московским пространством.
Поскольку необъятная Москва – всё -таки всего
ли шь часть России, тысячелетнего и огромного
дома нашего, как назвал Родину И.А. Бунин в
книге -дневнике «Окаянные дни».
Хочется вспомнить и образно -фонетическую
ассоциацию выходца из Рязанской губернии,
великого поэта Сергея Александровича Есенина, о
которой пишет в своих воспоминаниях 1924 года
Иван Грузинов : «Россия! – произнёс он протяжно и
грустно. – Россия! Какое хорошее слово… И
«роса», и «сила», и «синее» что -то…» [15].
Развивая эту есенинскую ассоциацию, можно
добавить, что само слово «синее», в кото ром три
мягких гласных звука, - это ещё и «музыка» России,
лиричность, певучесть и нежность русской души,
её стремление к гармонии с миром. В нашем
учебно -беллетристическом цикле синий цвет
становится онтологической сущностью, где
пересекаются внешнее и вн утреннее пространство,
– небо над Москвой и переживания главной
героини, чья душа и память, вбирая в себя и
выстраивая в единый жизненный сюжет самые
дорогие моменты бытия, лица и слова, становится в
конечном итоге собирательным образом человека,
всецело о щущающего себя носителем русской
культуры. Эта конечная цель последовательно, шаг
за шагом реализуется в тексте, а затем, через
методическую реализацию конкретных обучающих
целей и совокупных лингвокультурологических,
социокультурных и эмоционально -эстетич еских
ресурсов текста, проецируется на иностранных
учащихся, превращаясь в основную учебно -
стратегическую установку при формировании у
них социокультурной компетенции.
Лазурный цвет, который не только
эквивалентен голубому, но нередко используется в
качест ве синонима к слову «синий», является
одним из основных лингвопоэтических кодов
русского «лирико -прозаического текста» [14] и
русской «лирической новеллы» [14]: вспомним
«Лазурное царство» из цикла И.С. Тургенева «
Senilia Стихотворения в прозе» («малая ро дина»
писателя – село Спасское -Лутовиново Орловской
губернии); лирико -прозаическую новеллу И.А.
Бунина «Над городом», в которой Юрий Мальцев,
исследователь творчества писателя, слышит отзвук
стихотворения Афанасия Фета «Грёзы».
Преодолевая жуткий страх выс оты, дети бегут по
шатким лестницам колокольни к окружённому
небесной лазурью кресту. А когда снизу, с
церковного двора они глядят в ясное весеннее небо
и видят как будто падающую на них и
суживающуюся кверху колокольню, то крест в
вышине кажется им челове чком с распростёртыми
руками. Этот акцент, сделанный на положении рук,
позволяет воспринимать данный образ как
предвосхищающее обозначение православного
Распятия, на котором, в отличие от католического,
Христос изображён не провисающим на руках в
предсмерт ных страданиях, а «с распростёртыми
руками, призывающими «все концы земли», то есть
как уже «Воскресший Крестоноситель» [12: 28 -29].
Новозаветный архетип -символ выражает в данном
произведении не только подсознательное
ощущение детьми смерти, но и ощущение своего
богоподобия, а следовательно, бессмертия. В
основу новеллы положены автобиографические
впечатления, в ней изображён город Елец и
говорится о колокольне церкви Покрова Пресвятой
Богородицы: «Очень любил Бунин, после учёбы,
подниматься на колокольню ц еркви Покрова
Пресвятой Богородицы, откуда был виден весь
город. В рассказе «Над городом" он пишет о своих
ощущениях <…> Сейчас колокольня церкви не
сохранилась, да и саму церковь только пытаются
реставрировать» [8].
И вот, наконец, рассуждения по тому же
поводу современного незаурядного писателя,
журналиста и общественного деятеля Александра
Проханова, который родился в 1938 году в городе
Тбилиси, но его жизнь и творческая деятельность
давно связаны с Москвой: «Дотянуться до храма,
стоящего на холме, - вот символ русской мечты.
Метаисторическая сущность русской мечты – это
особый вид исторической энергии, стремление к
небесной лазури, к храму» [1].
В заключение предлагаем коллегам
ознакомиться с текстом нашей новеллы «Накидка
для слона». В плане сюжетного п остроения она

ASJ № ( 35) / 20 20 27

восходит к традиции юмористических рассказов
В.М. Шукшина о деревенских жителях, впервые
оказавшихся в большом городе. Один из двух
главных персонажей предлагаемой новеллы очень
напоминает шукшинского «чудика», только в
женском облике. На вся кий случай напомним, что
«Чудик» - это название рассказа, а понятие
«персонаж -чудик» имеет в прозе писателя не
отрицательную, как следовало бы ожидать, а
положительную эмоционально -нравственную
коннотацию. В нашей новелле одинаково
присутствуют реалии горо дского и сельского быта;
много разговорных оборотов; есть лексика
православной обрядности и деревенское
просторечие. Все эти моменты требуют особых
разъяснений преподавателя.
Приложение. Накидка для слона (новелла -
анекдот в обрамлении грустного зачина и т акого
же финала)
Аннушка родилась в деревне и до пяти лет
жила в Тульской области. Росла с мачехой, потому
что её родная мать умерла от вторых родов, когда
девочке был годик. Новорождённый мальчик тоже
не выжил. Страшно убивался тогда Леонтий по
своей моло дой жене - даже больше, чем по
ребёночку. Ведь было ей всего девятнадцать лет!
Звали её Анной. Во время отпевания мамы и
братика -младенца в церкви Казанской иконы
Божьей Матери села Епанчина′ Каменского района
годовалая Аннушка бродила по храму косолапой
походкой медвежонка и тоже пела - что -то своё,
весёлое и беззаботное, понятное только ей одной.
Второй женой отца стала Александра. Ей
первый муж умер трагически -нелепо. На′ спор с
деревенскими мужиками он съел сразу чуть ли не
сто яиц. К сожалению, подобны е «конкурсы» на
скорость поедания тортов, чизбургеров, другой еды
сегодня тоже проводятся как в России, так и в
других странах.
Отец женился на Александре лишь потому,
что, впервые увидев её, малышка моментально
потянула к ней ручонки и сказала: «Мама!»
Леонтий Алексеевич Даниличев – так звали
отца - очень любил свою единственную дочку. Как -
то раз вечером, ещё в деревне, отец с мачехой
уложили маленькую Аннушку спать и ушли в гости
к соседям. Второпях они забыли отодвинуть
печную заслонку. А когда вернулис ь из гостей, то
увидели, что девочка сильно угорела. Леонтий
выхватил её из постели в чём была, завернул в свой
полушубок, выбежал во двор и всю ночь носил
малютку на руках, пока она не пришла в себя.
Нежно и заботливо относилась к девочке
бабушка Наталья, мать Леонтия. И даже семья
мачехи Александры, её мать и сёстры, относились
к неродному ребёнку участливо и сердечно; а мать
часто повторяла, обращаясь к дочери: « Санька,
смотри, не обижай девку !» Под «девкой»
подразумевалась маленькая Аннушка.
В середине 1930 -х годов Аннушка с отцом и
мачехой перебрались из Тульской области в
столицу. Отец устроился на рабочую должность в
ВИСХОМ – Всесоюзный институт
сельскохозяйственного машиностроения, и ему с
семьёй дали комнату в районе, где находится
современная станц ия метро «Петровско -
Разумовская». Когда девочке исполнилось восемь
лет, она пошла в школу. Теперь Аннушка могла
приезжать к бабушке в деревню только на лето. Там
она снова попадала в атмосферу бесконечного
обожания и заботы, которых ей так не хватало в
теч ение учебного года.
И всё -таки мать есть мать, никто её не заменит,
даже горячо любящая бабушка. Так уж устроена
жизнь. Тем более, что мачеха Александра, скажем
так, не была Аннушке матерью не только по крови,
но и по призванию. Не имея своих детей, она,
казалось бы, могла порадоваться тому, что судьба
всё -таки дала ей возможность испытать
материнское чувство. Но этого, к сожалению, не
произошло. И лишь позднее, когда Аннушка
подросла и с ней уже впо′ру было разговаривать как
со взрослой; когда они стали в месте ходить в театр,
в кино, обсуждать книги, спектакли и фильмы,
мачеха смогла хоть немного привязаться к ней.
Александра отличалась сдержанной
классической красотой, точь -в-точь как её
знаменитая тёзка – известная актриса театра и кино
Александра Завьял ова (1936 - 2016).

28 ASJ № ( 35) / 20 20
Заслуженная артистка России Александра Завьялова в молодости.

Мачеха была рукодельна, как Василиса
Прекрасная или Марья -искусница: вышивала
крестом и гладью дивные картины и орнаменты на
рушника′х; используя нитки мулине′; вязала
крючком кружевные салфетки, скатерти, накидки
на подушки, подзоры для кровати, используя
хлопковые нитки «Лилия» Прядильно -ниточного
комбината имени С.М. Кирова.

Хлопковые нитки для вязания «Лилия»
Прядильно -ниточного комбината имени С.М. Кирова (сокращённо ПНК им. С.М.Кирова). Предприятие
существует и в наши дни. Вот оно:

Прядильно -ниточный комбинат имени С.М. Кирова в Санкт -Петербурге.

ASJ № ( 35) / 20 20 29

В те годы город носил название Ленинград. Но это слово нельзя считать устаревшим. Во -первых,
потому, что так нередко называют этот город люди старшего поколения. Во -вторых, в современных
учебниках по истории говорится о Блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной во йны.
В-третьих, областной регион Санкт -Петербурга по -прежнему называется так же, как в советское
время: Ленинградская область.

Нитки мулине и вышивальная бумага середины 1930 -х годов. Производство ПНК имени С.М. Кирова.

Вязаные наволочки и накидк а для подушек.

30 ASJ № ( 35) / 20 20
Картина «Собаки». Лён, нитки мулине. Ручная вышивка крестом. 1930 -е годы.

Угол скатерти -дорожки. Ручная вышивка гладью. Нитки мулине. Мотив
вышивки – ромашки и колокольчики.

Скатерть -дорожку (современные названия – бегунок, раннер) используют в особо торжественных
случаях. Её можно постелить непосредственно на стол или поверх чистой скатерти. Скатерть -
дорожку располагают посередине стола любой формы и ставят туда различные блюда. Можно ещё
добавить вазочки с цветочными композ ициями и другие элементы декора в зависимости от тематики
праздника. Иногда две скатерти -дорожки стелят крест -на′крест. Многие считают такую скатерть
разновидностью славянского рушника – вышитого полотенца для самых торжественных праздничных
обрядов и заст олий – например, для свадьбы.

ASJ № ( 35) / 20 20 31

Рушни′к с петухами. Вышивка крестом, ручная работа.

Напомним, что у выдающего писателя М.А Булгакова есть автобиографический цикл «Записки юного
врача». Один из рассказов этого цикла называется «Полотенце с петухом». Если вы его ещё не читали,
прочитайте. Не пожалеете!

Современная скатерть -дорожка для застолья на Рождество.

Со скатертью и скатертью -дорожкой связано
происхождение одного из самых старинных
русских фразеологизмов «Скатертью дорога», или
«Скатертью дорожка». «Первоначально пожелание
было вполне позитивным: чтобы дорога была
ровной, как скатерть . Без всяких ям, ух абов и тому
подобных проблем, из -за которых ломается бричка
и путь становится длиннее и опаснее. За последние
лет сто первоначальный смысл совсем стёрся» [9].
И сегодня, когда мы слышим этот фразеологизм , то
понимаем, что данное пожелание имеет
совершенно другую, негативную коннотацию. Оно
выражает гневное эмоциональное состояние
говорящего и его стремление заставить побыстрее
уйти того человека, к которому оно обращено.
Фразеологизм «Скатертью дорога» выступает в
роли эвфемизма и заменяет такие грубые
выра жения, как «Иди отсюда!», «Убирайся!»,
«Убирайся вон!» и так далее. Подобная реакция
часто возникает у человека как ответная в процессе
ссоры – после того, как собеседник недовольно
говорит, что собирается уйти. Ярким примером
такой речевой ситуации являет ся фрагмент диалога
Жени Лукашина и Нади Шевелёвой из знаменитого
фильма «Ирония судьбы, или с Лёгким паром!».
Режиссёр – Эльдар Рязанов, авторы сценария –
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. В главных
ролях - Барбара Брыльска и Андрей Мягков.
Телепремьера фильма состоялась в новогодние
праздники 1976 года. Правда, при всей
достоверности и экспрессивности ссоры, в данном
диалоге всё -таки содержится элемент любовной

32 ASJ № ( 35) / 20 20
игры. Поэтому выражение «Скатертью дорога» не
имеет здесь злобного оттенка. Мы нашли нужный
фр агмент кинотекста в Интернете. Чтобы
эмоциональные коннотации диалога были
понятнее, мы изменили жанровый и графический
форматы подачи текста, оформив его как фрагмент
пьесы с нашими авторскими ремарками, но в
полном соответствии со словами, действиями и
эмоциями героев фильма.
Фрагмент диалога из фильма «Ирония
судьбы, или с Лёгким паром!»
Н а д я (возмущённо). По какому праву ты со
мной так разговариваешь? Почему ты
вмешиваешься в мою жизнь? Тебе давно уже пора
на аэродром.
Ж е н я (подчёркнуто -рационали стично и
повышенным тоном). Нет, мой поезд уходит
поздно вечером. Так!.. Ну что ж, хватит! Есть не
хочу, пить тоже не хочу. Отдохнуть хочу. Устал я
сегодня. (Берёт гитару, ложится на тахту и
поёт.) «Утро туманное»...
Н а д я (с вызовом). Тогда уйду я!
Ж е н я (иронично -спокойным тоном).
Скатертью дорога. (Продолжает петь на мотив
известного романса, импровизируя текст.) «Утро
туманное, // Скатертью дорога" <…> [18].
«Утро туманное» - популярный романс на
стихи И.С. Тургенева. Это лирическое
произведение называется « В дороге», однако
больше известно по его первой строке: «Утро
туманное, утро седое». Имя композитора до сих пор
окончательно не установлено.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Женя Лукашин – актёр Андрей Мягков,
впоследствии – Народный артист РСФСР.
Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Надя – знаменитая польская актриса Барбара
Брыльска; Женя – Народный артист РСФСР Андрей Мягков. Действие этой новогодней комедии -сказки
происходит сначалаВ Москве, потом в Ленинграде (так в те годы назывался Петербург), а затем
снова в Москве.

ASJ № ( 35) / 20 20 33

Вернёмся, однако, к событиям нашей новеллы.
Подружившись, наконец, с Аннушкой, как -то раз
мачеха рассказала ей одну короткую, но очень
забавную историю. Вот послушайте.
Александра тогда уже была замужем, а её
младшая сестра Танюшка – ещё нет. И вот они
впервые в жизни приехали на поезде из Тульской
области в Москву. Им очень хотелось побывать на
Красной площади, погулять по улицам столицы ,
полакомиться знаменитым московским
мороженым.

Легендарное мороженое ГУМа.

Супруга президента США (1969 -1974)
Ричарда Никсона Пэт Никсон собирается попробовать знаменитое московское мороженое.

Ещё им надо было купить ткань перка′ль.
Чтобы дома, в деревне, сшить из этого лёгкой
хлопковой материи постельное бельё: наволочки,
простыни, пододеяльники. Конечно, сёстры
отправились бы за покупкой прежде всего в отдел
тканей ГУМа (Государственного униве рсального
магазина). Но тогда магазин не работал, потому что
был закрыт по приказу И.В. Сталина. И открылся,
кстати говоря, только после его смерти, в 1953 году.

34 ASJ № ( 35) / 20 20
Ткань перка′ль.
Эта ткань и сегодня пользуется спросом у россиян. Её средняя цена за один погонный метр – 209 рублей.
Вот и считайте, сколько денег понадобится для того, чтобы своими руками сшить полутораспальный
или двуспальный комплект постельного белья.

Современный двуспальный КПБ (комплект постельного б елья) «Оперетта» из
перкали. Обратите внимание: внизу на простыне – тканая имитация вязаного кружевного подзора.
Очень красиво, правда?

ASJ № ( 35) / 20 20 35

Красная площадь в Москве (наше время).



Вход в ГУМ со стороны Красной площади (наше время).

36 ASJ № ( 35) / 20 20
Фонтан в ГУМе (наше время).

ASJ № ( 35) / 20 20 37

Вторая линия ГУМА.

Отложив покупку ткани на пото′м, сёстры
решили сначала побывать в Московском зоопарке.
Буквально через пару лет в городе появится метро,
а пока им пришлось добираться туда на трамвае.
Девушки родились и выросли в деревне. Они
привыкли к тому, что их постоянно окружала
разнообра′зная живность: куры и гуси, козы,
коровы, лошади… Но не слоны! И вот в зоопарке
они подошли к вольере, где находился слон.
Танюшка взглянула на него и оторопе′ла …
Обращаясь к сестре, она спросила изумлённым
полушёпотом: « Саньк! Глянь, что это у него?
Накидка какая -то, что ли?» Оказалось, она увидела
уши слона, не поняла, что это такое и подумала, что
он накрыт чем -то для красоты. Кстати говоря, в
Индии, в Тайланде , где слоны почитаются как
священные животные, действительно принято их
всячески украшать, в том числе покрывать им
спины красивыми попо′нами. Но перед сёстрами -то
был слон из Московского зоопарка! Вскоре
«индийский мираж» рассеялся, и стало ясно, что
это не украшение, а уши животного.

Слониха со слонёнком Филимоном в Московском зоопарке.

38 ASJ № ( 35) / 20 20
Аннушка «дотянула» историю со слоном до
своей собственной дочери. И каждый раз, когда она
рассказывала её в лицах, от смеха Алина буквально
ска тывалась со стула или с дивана на пол.

Фламинго и утки на Большом Пресненском пруду Московского зоопарка.

В 1942 году Александра скоропостижно
умерла: что -то случилось с сердцем. Да простит её
Бог, Царст во ей Небесное!

Вечерний город в середине мая.

Вид с Патриаршего моста на Кремль, Москву -реку и знаменитый Дом на Берсеневской набережной
(фото из семейного архива автора, 2014 год). Дом был построен в 1931 году по проекту Народного
архитектора СССР Бориса Иофана. До 1952 года это было самое высокое жи лое здание в Москве. Данное
архитектурное сооружение вошло во многие литературные произведения XX века. Самым известным из
них стала повесть большого прозаика Юрия Трифонова «Дом на набережной», опубликованная в январе
1976 года.

ASJ № ( 35) / 20 20 39

Автор новеллы на пешеход ном Патриаршем мосту.

Фото из семейного архива, май 2014 года. Мост был построен по проекту архитектора М. Посохина,
художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского . Открыт в 2004 году. Он начинается
от храма Христа Спасителя, соединяя Пречи стенскую, Берсеневскую и Якиманскую набережные
Москвы -реки.

P.S. В качестве песенного текста к этой
новелле мы выбрали детскую песню «Розовый
слон». Музыку написал композитор Станислав
Пожлаков, стихи – поэт Глеб Горбовский.
Исполняет песню Евгений Осин.
«Где баобабы вышли на склон,
Жил на поляне розовый слон.
Много весёлых было в нём сил,
Скучную обувь он не носил.
Умные тигры, глупый шакал,
Двигались тише, если он спал.
Был он снаружи чуть мешковат —
Добрые уши, ласковый взгляд.
Но наступили дни перемен,
Хитрый охотник взял его в плен.
И в зоопарке, пасмурным днём,
Стал он обычным серым слоном.
Звери смеются, шутят о нём:
«Ай, да красавчик — серый, как дом!»
Слон улыбнулся, слон их простил.
Но, почему -то вдруг заг рустил.
Зря унываешь: нету беды.
Я-то ведь знаю — розовый ты!
Может, случайно, где -то во сне,
Ты прислонился к серой стене!
Добрый мой слоник, ты извини,
В жизни бывают серые дни!
Скоро подарит солнце рассвет,
Выкрасит кожу в розовый цвет!» [16].

Фотографии из Интернета
Сирень «Красавица Москвы» в
полураспустившемся виде.
Yandex .To ‘plamlar - Mening rasmlarim
Yandex .uz (потом уже прочитала), что это и есть
"Красавица Взято у Лидия Щ. Декора тивные
кустарники Губина Галина Фото «Оторваться не
могла от этого куста, хотя на тот момент понятия не
имела (потом уже прочитала), что это и есть
«Красавица Москвы»» из фотогалереи «Моя охапка
сирени в общий туровский букет этого мая)))»
Россия , Москва 6 месяцев назад
https://avatars.mds.yandex.net/get -
pdb/215709/3d459a22 -1f19 -45eb -ab03 -
6b7413f38f70/s1200
Сирень «Красавица Москвы» в
распустившемся вид е.
Плодовый сад и питомник - Сирень. Краткие
описание и фото им
Nizovo -sad.ru сирень красавица москвы .
https://nizovo -sad.ru/decor/kr_moskvy1.jpg
Эдуардо Кобра (Бразилия), Агналдо Брито
(Бр азилия) «Майя Плисецкая»…
Майя Плисецкая Photokonkursy.ru Майя
Пли сецкая . Название : Майя Плисецкая
Автор: Elena Grigorovich [Фотограф, 608.6]
Конкурс: Граффити (ноя -16) Рейтинг: 15.2
http://www.photokonkursy.ru/upload/iblock/c55/
0_9b763_c41e2320_orig_preview.jpg
Фасад Большого театра при вечернем
подсвечивании.
bolshoi -theatre -moscow - MARK
MANCHESTER Markmanchester.com
bolshoi -theatre -moscow bolshoi -theatre -
moscow by admin · April 5, 2018

40 ASJ № ( 35) / 20 20
http://www.markmanchester.com/wp -
content/up loads/2018/04/bolshoi -theatre -moscow -
768x514.jpg
Зал Большого театра. Историческая сцена.
Перейти на страницу с картинкой
Jackdevant.com Bolshoi Theatre in Moscow .
Bolshoi Theatre in Moscow Jack Devant
30/05/2015 Theatres Bolshoi Theatre in Moscow,
Russia. Interior shots made May 27th 2015.
http://www.jackdevant.com/wp -
content/uploads/2015/05/Jack -Devant -Bolshoi -
Theatre -103.jpg
Юрий Куклачев со своим усатым и хвостатым
«артистом».
5 вечеров в Екатеринбурге: смотрим уральские
короткометражки E1.ru
Юрий Куклачёв и его кошки покажут
новогоднее 26 декабря 2016, 11:00
5 вечеров в Екатеринбурге: смотрим уральские
короткометражки, едим королевский бутерброд и
дрессируем кошек
Чем заняться в последние дни декабря, читайте
в обзоре Е1.RU.
https://www.e1.ru/news/spool/news_id -458842 -
section_id -2341.html
https://www.e1.ru/news/images/resize_900/new1
/458/842/images/photofacefun_com_1482730830.jpg
Московская кондитерская фабрика «Красный
Октябрь»…
Шоколадный цех, Красный Октябрь,
Берсеневская Набережная, 8 2gis.r u
Шоколадный цех, Красный Октябрь ,
Берсеневская
Дмитрий Власов 28 сентября 2019
https://2gis.ru/moscow/gallery/geo/45042352827
83610
https://i8.photo.2gis.com/images/geo/32/4503599
672639578_3815.jpg
Ириски «Кис -кис» в современном варианте.
Купить ирис крас ный октябрь кис -кис 250 г
онлайн с доставкой Goodslike.ru
фото Ирис Красный Октябрь кис -кис 250
https://main -cdn.goods.ru/hlr -
system/1487831/100023441809b0.jpg
Конфета «Ну -ка, отними!» в современном
варианте.
ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ "НУ -КА
ОТНИМИ" ВКУС ШОКОЛАДНЫЙ КРЕМ (КРАС
Maxi -opt.ru Шоколадные конфеты ""ну -ка
отними ""
https://maxi -
opt.ru/import/resize/prev700_373340_7_9.jpg
Легендарная шоколадка «Алёнка» в
современном варианте.
Купить шоколад красный октябрь "аленка",
молочный, 100г по ц
Markerplus.ru насыщенный аромат – та самая
шоколадка
https://markerplus.ru/product/shokolad -krasnyy -
oktyabr -alenka -molochnyy -100g/
https://markerplus.ru/wa -
data/public/shop/products/36/83/128336/images/1176
53/117653.750x0.jpg
Патриаршие пруды…
Прогулки по Москве... - Страница 106 - Форум
Абхазии - Отдых
Forum -abkhazia.ru "Однажды весною, в час
небывало жаркого
24.08.2014, 20:36
Eholov
Пользователь
4.08.2014, 20:36
https://img -
fotki.yandex.ru/g et/6845/111130587.3b/0_e1529_2f9f
7d95_XXL.jpg
Голицынские пруды в ЦПКИО имени М.
Горького.
У воды. Не уезжая из города Москва.Центр
Caoinform.moscow
Фото : Ирина Хабарова В Парке Горького
https://caoinform.moscow/wp -
content/uploads/sites/38/2018/06/9_1.jpg
Каток на Чистых прудах в морозную зиму.
Каток на Чистых прудах Каток на Патриарших
прудах Расписание
Parkseason.ru Каток на Чистых прудах .
Пруды во льдах: как п роходят выходные на Чистых
и Патриарших 14 января 2019 Фото: Инна
Ильинова Текст: редакция ParkSeason
https://parkseason.ru/articles/patriki_and_chp_20
19_katki/
https://api.parkseason.ru/images/styles/690_auto/
b0/73/db3a17f7bcac837ecc1fe2bc630a54735c3c4550
a062f640693452.jpg
Актриса Александра Завьялова .
livestory.com.ua
http://m.kino -
teatr.ru/acter/album/1546/671129.jpg
https://www.livestory.com.ua/images/aleksandra -
zavyalova3.jpg
ОАО Прядильно -ниточный комбинат им. С.М.
Кирова в Санкт -Петербурге.
Оптовикам Nitki -kirova.ru ОАО "ПНК ИМ.
КИРОВА " является крупнейшим
https://nitki -
kirova.ru/upload/medialibrary/603/6032c32384a62e63
6859ad1ed8f9895b.jpg
Хлопковые нитки для вязания «Лилия».
Набор ниток для вязания "Лилия"
(100%хлопок) 4х75гр/440м цв.
mirponitke.ru (100% хлопок ) 4х75гр/440м
цв.0102 молочный С -Пб,ПНК Лилия , бренд ПНК
ИМ.КИРОВА, Вязание...
order@mirponitke.ru
https://mirponitke.ru/wadata/public/shop/product
s/24/55/225524/images/215051/215051.970.jpg
Нитки мулине и вышивальная бумага
середины 1930 -х годов.
Главная → Новости →
Развитие вышивальных ниток в России
01.03.2018 2001 – 2020 ОАО «ПНК им. Кирова»

ASJ № ( 35) / 20 20 41

https://pnk.ru/news/the_development_of_embroidery_
thread_in_russia/
Вязаные наволочки и накидка для подушек.
Вибране - Яндекс.Колекції Yandex.ua Вязаные
подушки и пледы" – карточка
Интерьеры Елена М. Вязаные подушки и
пледы" - карточка пользователя umnik -80 в год
назад
https://avatars.mds.yandex.net/get -
pdb/1712747/2d22b482 -a745 -4050 -bf10 -
263175efb80f/s1200
Картина «Собаки». Лён, нитки мулине . Ручная
вышивка крестом.
1930 -е годы.
Картина "Собаки", лен, нитки мулине,
вышивка к рестом ручная,
Museum -lesnoy.ru Картина "Собаки ", лен ,
нитк и мулине ,
http://museum -lesnoy.ru/stezhok -za-
stezhkom/attachment/7001/
http://museum -lesnoy.ru /wp -
content/uploads/2015/07/7001 -300x174.png
Угол скатерти -дорожки. Ручная вышивка
гладью. Нитки мулине . Мотив вышивки – ромашки
и колокольчики.
Скатерть -дорожка, украшенная вышивкой -
вязание крючком для
svoimi -rukami -club.ru Скатерть -дорожка ,
ручная вышивка гладью , края отделаны кружевом
ручной вязки.
Скатерть -дорожка, украшенная вышивкой В
избранное 0 2016 -08 -27T12:38:08+03:00 Автор:
Га лина 27.08.2016 0.0 0 оценок | Оригинал:
https://svoimi -rukami -club.ru/скатерть -дорожка -
украшенная -вышивкой/
http://svoimi -
rukamiclub.ru/upload/image/Podelis/14/ec5ef4ebf0ca
dc4767d0c7a7da8c8bd5.jpg
Рушник с петухами. Вышивка крестом, ручная
работа.
Вышитые рушники, цена 1 200 руб., купить в
Саратове - Tiu.ru Saratov.tiu.ru
вышитые рушники , рушник , рушники ,
https://saratov.tiu.ru/p277714716 -vyshitye -
rushniki.html
https://images.ru.prom.st/403731687_w640_h64 0
_vyshitye -rushniki.jpg
Современная скатерть -дорожка для застолья
на Рождество.
Рождественское украшение, настольная
дорожка, стерео, старая
Aliexpress.ru Скатерти , Cheap Скатерти ,
Рождественское
https://ae01.alicdn.com/kf/Hb769d59b2c09475da
ab73e23f5fb744cF/ -.jpg
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким
паром!»
http://www.pipopolam.ru/video/disks/screenshot/
ironijas/Irony -03.jpg
Ка талог дисков - Ирония судьбы или С легким
паром
Pipopolam.ru
Ирония судьбы или С легким паром.
щелкните
Страница Pipopolam'a > Обзоры DVD -
дисков > Каталог дисков > Ирония судьбы или С
легким паром > Скрин шоты
Скриншоты: Ирония судьбы или С легким
паром - Крупный план
щелкните на картинку, чтобы посмотреть
полноразмерный вариант
http://www.pipopolam.ru/video/disks/screenshot /
ironijas/index.htm
Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С
лёгким паром!»
https://mtdata.ru/u24/photo7085/20013023869 -
0/original.jpg
Вещи из фильмов Эльдара Рязанова, которые
уместны в наши дни
S30513627090.mirtesen.ru
Бежевое платье Нади ("Ирония судьбы
https://s30513627090.mirtesen.ru/blog/43126689
225/Veschi -iz-filmov -Eldara -Ryazanova, -kotoryie -
umestnyi -v-nashi -dni
Легендарное мороженое ГУМа…
Кто в Москве все в ГУМ есть мороженое,
Сообщество хорошего н
Mylove.ru Сегодня в ГУМе бесплатно раздают
мороженое
https://f2.mylove.ru/1YSAa1oSHG.jpg
Супруга президента США (1969 – 1974)
Ричарда Никсона Пэт Никсон собирается
попробовать знаменитое московское мороженое.
Не только Путин: кто еще из политиков ел
мороженое - Газета. M.gazeta.ru
Первая леди США Пэт Никсон с мороженым
Не только Путин: кто еще из политиков ел
мороженое
Alexander Natruskin/Susan Walsh/AP Одной из
самых громких новостей 18 июля оказалось то, что
политики едят мороженое. И они действительно
едят — и не только в России. Холодную массу
можно было в разные эпохи заметить и в руках
Дмитрия Медведева, и в тарелке Хиллари Клинтон.
«Газета.Ru» вспомнила об отношениях мировых
политических лидеров прошлого и настоящего с
этим десертом. Джордж Буш, принц Чарльз и даже
Иосиф Броз Т ито с мороженым — в нашей
фотогалерее.
https://img.gazeta.ru/files3/924/10793924/upload
-RIAN_00727554.HR.ru -pic4_zoom -1500x1500 -
39331.jpg
Сов ременный вариант ткани перкаль .
Перкаль: что это за ткань, какая плотность,
отзывы (7 фото) tkac. ru
Фото перкаля .
https://tkac.ru/wp -content/uploads/2015/12/tkan -
perkal -photo -4.jpg
Современный двуспальный КПБ из перкали.
Пост ельное белье перкаль Оперетта 1
коричневое - 2 спальное

42 ASJ № ( 35) / 20 20
Store -textiles.ru Постельное белье перкаль
Оперетта 1
https://soncotton.com.ua/image/cache/catalog/pos
telnoye -belye/KT/kt -perkal -operetta -900x900.jpg
https://store -
textiles.ru/image/cache/catalog/image/data/texdesign/5
/196621per -720x720.jpg
Красная площадь в Москве (наше время).
Красная площадь. Достопримечательности -
Путеводитель по Мос
Moscow.drugiegoroda.ru Красная площадь .
Путево дитель по Москве
Узнай Москву Достопримечательности
Исторические Красная площадь
Красная площадь Главная площадь Москвы и
всей страны
Красная площадь Alvesgaspar , CC BY -SA 3.0
https://moscow.drugiegoroda.ru/krasnaya -
ploshhad/
http://s9.drugiegoroda.ru/6/606/60649 -1280px -
Moscow_July_2011 -37a.jpg
Вход в ГУМ со стороны Красной площади.
Мои картинки - Яндекс.Коллекции yandex.ru
ГУМ , или государственный универсальный
магазин - крупный торговый комплекс в центре
Москвы. месяц назад
https://yandex.ru/collections/card/5e2ee2df51aa9
0346da89c95/
https://avatars.mds.yandex.net/get -
pdb/1343231/d6331b69 -5380 -450f -aa61 -
2e7ca8542fee/s1200
Фонтан в ГУМе.
ГУМ в Москве: история, описание,
архит ектура, фото
putidorogi -nn.ru Фонтан в ГУМе .
Главная Европа
ГУМ в Москве: история, описание,
архитектура, фото
ГУМ - легендарный торговый центр в
самом центре столицы https://putidorogi -
nn.ru/evropa/929 -gum
https://putidorogi -
nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/gum_6.jpg
Вторая линия ГУМа.
Главная Европа
ГУМ в Москве: история, описание,
архитектура, фото
ГУМ - легендарный торговый центр в
самом центре столицы
https://putidorogi -nn.ru/evropa/929 -gum

Слониха со слонёнком Филимоном в Московском зоопарке.
Слонёнок Филимон родился в Московском зоопарке. Фото - Москв а

M24.ru Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Подробнее:
https://www.m24.ru/galleries/zhivotnye/21062017/6
543?utm_source=CopyBuf
https://www.m24.ru/galleries /zhivotnye/2106201
7/6543
https://b1.m24.ru/c/914895.jpg
Фламинго и утки на Большом Пресненском
пруду Московского зоопарка.
Фотографии Москвы - Пруд с фламинго в
Московском Зоопарке
Moscow -photos.com Фотографии Москвы -
Пруд с фламинго

ASJ № ( 35) / 20 20 43

Использование фотографии в интернете
разрешается только при наличии текстовой
гиперссылки на сайт www.moscow -photos.com
http:// www.moscow -photos.com/i/0/1/02 -
moscow -zoo -09.sep.2007_l.jpg

Список использованной литературы
1. Александр Проханов в программе канала ТВ
«Спас» «Вечность и время». Эфир от 24 февраля
2020 года.
2. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. /
Издательство "Брокгауз и Ефрон" Петроград 1922
г.
https ://www .wmos .ru/book /detail .php ?PAGEN _1
=11& ID =4255# nav _start
https://www.wmos.ru/book/detail.php?PAGEN_1
=9&ID=4255#nav_start
https ://www .wmos .ru/book /detail .php ?PAGEN _1
=5& ID =4255# nav _start
3. Батюшков К. Н. Прогулка по Москве //
Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе / АН
СССР; Изд. подгот. И. М. Семенко. — М.: Наука,
1977 . — (Лит. памятники). — С. 379 —393.
Источник: http://batyushkov.li t-
info.ru/batyushkov/articles/progulka -po -moskve.htm
4. Бодалев А.А., Вахромов Е.Е. Акме –
вершина развития самоактуализирующейся
личности. / В кн.: Смысл жизни, акме и
профессиональное становление педагога. Учебное
пособие для студентов педагогических вузов. / Под
редакцией В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ –
СОЦИН, 2008. – 532с. – Часть I. Глава 3.
5. Бунин И.А. Собрание сочинений в 6 -ти т.
Т.4. – М.: «Художественная литература», 1988. –
703 с. - Т.4. Произведения 1914 -1931. / Редкол:
Ю.Бондарев, О.Ми хайлов, В.Рынкевич; Статья -
послесловие и коммент. А. Саакянц. – М.:
«Художественная литература», 1988. – 703 с. С.107.
6. Весь парк Партер Нескучный сад Воробьевы
горы МУЗЕОН Голицынский пруд © 2015
Центральный парк культуры и отдыха
им. Горького. Сделано в Charmer . https://park -
gorkogo.com/places/15
7. Горбова С.А. Москва – Петербург. Великое
противостояние столиц». /
http://www.testan.narod.ru/article/piter.htm
8. Елец — по Бунинским местам
8 августа 2019 г. 19:57 Елец — Россия Август
2019 315 15 17
© 2009 –2020
Туристер.
При полном или частичном использовании
материалов сайта прямая индексируемая
гиперссылка на www.tourister.ru об язательна.
https://www.tourister.ru/responses/id_28274
9. Какое значение фразеологизма «Скатертью
дорога»?
Нина В. · 502 Читаю и пишу. Иногда
разговариваю и слушаю музыку.
https://yand ex.ru/q/question/languages/kakoe_zn
achenie_frazeologizma_skatertiu_01a5d249/?utm_sou
rce=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=3bc9e
522 -8c01 -4ba3 -9d70 -b76d5df41e58
10. Калмыкова В.В. Основные темы и мотивы
«московского текста» в прозе первой половины XX
века. / МОСКВА И "МОСКОВСКИЙ ТЕКСТ" В
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. МОСКВА В СУДЬБЕ И
ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
материалы межвузовского научного семинара. Под
ред. Н.М. Малыгиной. Москва, 2010
Издательство: ГОУ В ПО МГПУ.
11. Катки Москвы 2019 – 2020: Графики
работы и цены.
https://safetravels.info/index.php/sovety/rossiya/i
tem/137 -katki -moskvy -2017 -2018 -grafiki
12. К.В.П. История развития формы креста.
Краткий курс правосл авной ставрографии. –
Москва: Альманах «Жизнь вечная», 1997г. – 40 с.
13. Коханая О.Е. Театры юного зрителя как
фактор формирования нового типа личности. /
Журнал Вестник Московского
государственного университета культуры и
искусств Область наук Искусствоведение
https://cyberleninka.ru/article/n/teatry -yunogo -
zritelya -kak -faktor -formirovaniya -novogo -tipa -
lichnosti
14. Озерова Е.Г. Дискурсивное пространство
русского лирико -прозаиче ского текста. /
Автореферат дисс. … доктора филол. наук. –
Белгород, 2012. 39 с.
15. Отчее слово. Писатели о творчестве.
Сергей Александрович Есенин. / Составитель:
Кошечкин С.П. – Издательство «Советская
Россия», 1968. 158с.
http ://esenin -lit.ru/esenin /kritika /esenin -otchee -
slovo /shuvstvo -rodiny -osnovnoe -v-moem -
tvorchestve .htm
16. Паламарчук М.Л. Город как
социокультурный феномен. / Автореферат
диссертации на соискание степени кандидата
философских наук. – ГОУ ВПО «Поморский
государственный университет имени М.В.
Ломоносова», Архангельск, 2009. – 24с.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003492652#?page=4
17. Текст песни «Розовый слон». Розовый слон
в Слова детских песен
http://childrens -songs.ru/slova -detskix -
pesen/rozovyj -slon.html
18. Тексты фильмов Фильмы по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (…) Тексты фильмов:
http://cinematext.ru/movie/ironija -sudby -ili-s-legkim -
parom -1975/?page=18 Ирония судьбы, или С легким
паром! (18) Тексты фильмов:
http://cinematext.ru/movie/ironija -sudby -ili-s-legkim -

44 ASJ № ( 35) / 20 20
parom -1975/?page=19 Ирония судьбы, или С легким
паром! (19).
19. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в
двенадцати томах. Том 10. / Под общей редакцией
С.А. Макашина и Л.Д. Опульской. Иллюстрации Л.
Пастернака. – Библиотека «Огонёк».
Отечественная классика. Москва, издательство
«Правда», 1987. – 541 с.
20. Точилкина А.С. «Театральная среда:
сущностно -смысловые характеристики и ус ловия
формирования». / Челябинский государственный
драматический «Молодежный театр», Челябинск,
Россия. – Журнал Театр. Живопись. Кино. Музыка.
– 2015 ВАК Область наук Языкознание и
литературоведение. -
https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya -sreda -
suschnostno -smyslovye -harakteristiki -i-usloviya -
formirovaniya
21. Чалова Л.В. Актуализация личности через
художественный портре т. / Научно -методический
электронный журнал Концепт. – 2012 - №12
(декабрь). - АРТ 12177. ОБЛАСТЬ НАУК
Литература. Литературоведение. Устное народное
творчество. https ://cyberleninka .ru/article /n/aktualizat
siya -lichnosti -cherez -hudozhestvennyy -portret
22. «Что делать?» / Передача канала ТВ
«Культура», ведущий – Виталий Третьяков. Эфир
от 8 мая 2019 года.

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗО ВАНИЯ РОССИИ НА РУБЕ ЖЕ XX — ХХ I ВВ.

Филипенко И.Е.
аспирант СПбАППО,
учитель истории школы 141, Санкт -Петербург,
Российская Федерация

WESTERNIZATION RUSSI AN EDUCATION ABROAD OF THE XX — XXI CENTURIES.

Philipenko I.E.
postgraduate SpbAPPO,
teacher of history 141, St. Petersburg,
Russian Federation

Аннотация . Данная статья описывает принципы организации вестернизации в поле российских
образовательных учреждений и указывает на необходимость их применения в образовательном процессе.
Abstarct . This article describes the principles of the organization of the westernization in the field of Russian
educational institutions and indi cates the need for their application in the educational process.
Ключевые слова : вестернизация образования, с тратегия современного российского образова ния.
Key words : the westernization of education, the strategy of modern Russian education.

С современными мировыми тенденциями и
закономерностями развития общества вплотную
связано повышенное внимание к
совершенствованию процесса качества
образования в отечественной школе в системе
мировой и национальной педагогики. Современное
общество характеризуется разнонаправленными
сложно взаимодействующими процессами
унификации и диверсификации, глобализации и
вестернизации 1. Эти процессы вызывали и
вызывают существенные изменения в системе
образования, что приводил о к признанию
педагогами явлений многообразия педагогических
культур как педагогической и общественной нормы
и личностной ценности, к присвоению ими лучших
образцов и результатов творческого взаимного
обогащения различных педагогических культур и
их взаимо действие.
Вестернизация отечественного образования
характеризуется сложным взаимовлиянием
1 Хакимов, Э.Р. Конструирование практики
поликультурного образования на основе
полипарадигмального подхода. Автореф дис.
доктора пед. наук/ Э.Р. Хакимов. Ижевск, 2012г. -
298с. – С.7 .
культурного фактора и цивилизационного
развития, его противоречивым, сложным влиянием
на прогресс общества 2. С конца XX века данный
процесс всё более проявляет себя как
социокультурное явление в педагогике. Россия
открывает для мира свои границы и активно
интегрируется в мировое сообщество. Это
вызывает возникновение целого ряда сравнительно
новых тенденций в условиях глобализации:
увеличение скорости и масштабов
соци окультурных изменений в целом;
доминирование интегративных тенденций в
культуре на фоне обострения тенденций её
дифференциации и диверсификации в различных
социальных системах; повышение интенсивности
культурных взаимодействий в информационном
обществе; ку льтурная экспансия; рост масштабов
культурной индустрии в связи с появлением ТНК в
сфере производства культурных товаров и услуг;
усиление влияния вестернизации и глобализации
2 Снеговая, О.А. Глобализация как
социокультурный процесс/ О.А. Снеговая.
Автореф. дисс. канд. философ. наук. Ростов -на-
Дону, 2007. -131с. С.17.