Американский Научный Журнал СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ: ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ К ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Аннотация. В статье кратко изложены результаты исследования взаимосвязи смысла жизни и субъективного благополучия в период поздней взрослости; представлена методологическая конкретика психологического сопровождения людей позднего возраста с опорой на позиции экзистенциальной психологии Скачать в формате PDF
16 American Scientific Journal № ( 29 ) / 20 19
4. Карамова Н.Я., Мамедов З.Г. Особенности
влияния эмоционального напряжения на
когнитивные процессы у подростков в зависимос ти
от исходного ур овня умственного р азвития.
«Естественные науки», Вестник МОГУ, №1, 2011,
ст. 22 -25.
5. Медведов В.И. Устойчивость
физиологических и психологических функций
человека при действии экстремальных факторов.
М.: Наука, 1982, 104 с.
6. Мерлин В.С. Темп ерамент как фактор
учебной деятельно сти. Очерк теории темперамента
/ Под ред. В.С.Мерлина, Пермь .: 1973, 180 c.
7. Никольская И.М., Грановская Р.М.
Психологическая защита у детей СПб.: Речь, 2006.
– 342 с.
8. Реан А.А.Психология адаптации личности.
Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р.
Кудашев, А. А. Баранов . — СПб.: прайм -
ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с
9. Русалова М.Н. Функциональная
асимметрия мозга и эмоции // Успехи
физиологических наук, 2003, Т.34, № 4, с. 93 -112.
10. Теплов, Б.М. Новые данные по изучению
свойств нервной системы че ловека / Б.М. Теплов //
Типологичес кие особенности высшей нервной
деятельности человека. М., 1963. - Т. 3. - С. 3 -46.
11. Alex K. The Upward Spiral: Using
Neuroscience to Reverse the Course of Depression,
One Small Change at a Time Paperback. 2015, p.270.
12. Jame s A. Homo -Intellectus. 2011, p.254.
13. Lazarius R.S. Progress on a cognitive
motivational - relational theory of emotion // American
Psychology, 1991, V.46, p.819 -837.
14. Lazarus R. S. From psychological stress to the
emotions: A history of changing outlook // A nn.Rev.
Psychol., 1993, V. 44, p. 1 –21.
15. Strelau J. Temperament: A psychological
perspective. New York.: Plenum, 1999, 123 p.
16. Taylor S.E., Stanton A.L. Coping resources,
coping processes and mental health // Annu Rev.
Clin .Psychol., 2007, V. 3, p.377 –401.

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬ Е В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ В ЗРОСЛОСТИ: ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ К ПРАКТ ИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Басов Илья Андреевич
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга,
аспирант кафедры теоретической и практической псих ологии
683032 г. Петропавловск -Камчатский, ул. Пограничная, 4
Психолог кризисного отделения помощи женщинам
«Надежда» комплексного центра социального обслуживания населения
Петропавловск -Камчатского городского округа
г. Петропавловск -Камчатский, ул. Партиз анская , 28

THE MEANING OF LIFE AND HAPPINES IN ADVA NCED AGE: FROM RESEA RCH RESULTS TO
PRACTIC E OF PDYCHOLOGICAL S UPPORT

Basov Ilya Andreevich
Vitus Bering Kamchatka State University,
graduate student of d epartment of theoretical and practical psychology
683032, Petropavlovsk -Kamchatsky , Pogranichnaya str.
Psychologist of crisis department for women
“Nadezhda” of the complex social service center of Petropavlovsk -Kamchatsky
683031, Petropavlovsk -Kamchatsky, Partizanskaya str.

Аннотация . В статье кратко из ложены результаты исследования взаимосвязи смысла жизни и
субъективного благополучия в период поздней взрослости; представлена методологическая конкретика
психологического сопровождения людей позднег о возраста с опорой на позиции экзистенциальной
психологи и.
Abstract . The article summarizes results of study of the correlation of the meaning of life and subjective
well -being in advanced age. It presents methodological specifies of psychological support of elder people based
on positions of existential psycho logy.
Ключевые слова: экзистенциальная психология, поздний возраст, смысл, экзистенциальная задача,
психологическое сопровождение
Keywords: existential psychology, advanced age, meaning, existential task, psychological support.

В 2016 -2019 гг., нами было проведено
исследование взаи мосвязи смысла жизни и счастья
в период поздней взрослости [ Басов , 2017а; Басов ,
2018]. Опираясь на экзистенциальный подход
[Сапогова , 2013; Басов , 2017в] в интерпретации
полученных данных, мы получили ряд выводов. А
именно, иссл едование показало, что у людей в
период поздней взрослости:
Испытуемые с высокой осмысленностью
жизни, в подавляющем большинстве случаев,
имеют высокую удовлетворенность жизнью и
счита ют себя счастливыми людьми. И напротив,

American Scientific Journal № (2 9) / 2019 17

испытуемые с низкой осмысленност ью жизни чаще
имеют низкую удовлетворенность жизнью и
считают себя несча стливыми людьми. Специфика
данных результатов в период поздней взрослости
заключается в связи с решением экзисте нциальных
задач данного возрастного этапа, которое со всей
необходимость ю опирается на способность
человека к осмыслению, а их положительное
реш ение дает ощущение счастья и радости.
Переживание счастья в период поздней
взрослости связано с экзистенциальной
исполненностью (реализация экзистенциального
смысла), который позволяет испытывать глубокое
счастье, а жизнь переживать как «настоящую» и
полну ю. И напротив, неисполненная экзистенция
(закрытость Person – зацикленность на себе и
эмоциональную неспособност ь к диалогу,
отсутствие ответственной включенности в жизнь),
будет уводи ть человека от ощущения счастья. В
редких случаях периода поздней взросл ости, когда
на фоне низкого уровня исполненности и
осмысленности, жизнь переживается человеком
как счастливая, м ы, вслед за Леонтьевым
[Леонтьев , 2007, с. 484 -506], полагаем, что
прави льно будет говорить о невысоком уровне
зрелости такого переживания.
Такие составляющие осмысленности жизни и
исполненности как самодистанцирование,
самотрансценденция, свобода, локус к онтроля и
др., которые показали взаимосвязь с переживанием
счастья, в пе риод поздней взрослости, можно
рассматривать как инструменты для решения
экзистенциальных задач. К такому же инструменту
можно отнести системную рефлексию; а
интроспекцию и квазирефлек сию (ориентация
рефлексии на внешнюю сторону жизни),
показавшие обратную зависимость с переживанием
счастья, своего рода «неисправным инструмент ом»
для решения экзистенциальных задач возраста,
применение которых приводит к ощущению
несчастливой жизни. Орие нтированность в
осмыслении жизни на свой внутренний опыт
связано с предс тавлениями об управляемости
жизни.
Если в период поздней взрослости ведущими
категориями жизненных смыслов выступают
гедонистическая и статусная, то удовлетворенность
жизнью и ощущение счастья находятся на низком
уровне; и указывают на негативную оценку
пр ойденного отрезка жизненного пути, слабую
способность ощущать ценности, закрытость в
восприятии себя и мира. Можно предположить, что
увлечение гедонистической категорией жизненных
смыс лов есть вариант бегства от переживания
своей неосуществленности, невопл ощения в жизнь
аутентичного смысла.
Ведущие категории жизненных смыслов
экзистенциальные и когнитивные «гарантируют»
ощущение счастья и удовлетворенность жизнью;
они позволяют раскрыва ть глубинные,
экзистенциальные смыслы бытия, создающие
ощущение «полноты жизни», её «настоящести»,
исполненности ведущей к ощущению счастья.
В период поздней взрослости имеются группы
людей, базовой спецификой которых является
качественное своеобразие наде ления жизни
смыслом. Люди с продуктивным осмыслением
жизни резонансным э кзистенциальному
содержанию возраста приходят к исполненности и
получают переживание счастья, несмотря на
неизбежные препятствия и трудности (или даже
достигаемое благодаря им; где бла годарность
является результатом осмысления жизненного
пути). Неспособнос ть или нежелание осознания
бытийной сущности периода поздней взрослости,
фиксация на внешней атрибутике жизненного пути,
является непродуктивной формой осмысления
жизни, уводящей от ис полненности и ощущения
зрелого счастья, оставляя, при прочих равных
усло виях, переживания удовольствия.
Взаимосвязь с резонирующими
экзистенциальному содержанию периода поздней
взрослости смыслами (когнитивными,
экзистенциальными) и «инструментами»
(осмысл енность, внутренний локус контроля,
системная рефлексия и др.) для решен ия её задач и
ведущих к счастью, исполненности специфична
именно для пер иода поздней взрослости, и не
наблюдается на более раннем этапе жизненного
пути. Также и обратная взаимосвязь со смыслами,
лежащими в стороне от бытийного содержания
(гедонистические, статусные) и неисправными
«инструментами» (квазирефлексия, интроспекция
и др.) для решения экзистенциальных задач
возрастного этапа также является спецификой
периода поздней взрослости .
Таким образом, выдвинутые гипотезы
получили подтверждение в проведенно м
исследовании: осмысленность жизни,
экзистенциальная исполненность вы ступает
необходимым условием для ощущения счастья в
период поздней взрослости, и его зрелости;
избегание решения э кзистенциальных задач,
фиксация на смыслах принадлежащих
(актуальных) др угим возрастным этапам приводит
к низкому уровню субъективного благополу чия, а
их решение к ощущению счастья.
Полученные данные исследования имеют
выраженный практический характер и бы ли
использованы в нескольких авторских программах
психологического сопро вождения людей в период
поздней взрослости. Основываясь на новом, более
чётком понимании взаимосвязи смысла жизни и
субъективного благополучия людей в период
поздней взрослости, можно определить новые
подходы в рамках экзистенциального направления
психотер апии для преодоления кризиса
бессмысленности, а также терапии ряда состо яний,
которые сопровождаются субъективным
ощущением снижения ценности жизни, потери
интереса к ней.
Считаем нео бходимым добавить ряд
показательных результатов наблюдений, бесед,
живог о общения и консультаций с проживающими
«Паратунского дома -интрената» в период работы в
учреждении. Хотя провести полноценную

18 American Scientific Journal № ( 29 ) / 20 19
диагностику по методикам данного исследования
представляло сь затруднительным и даже
невозможным по ряду объективных и
субъективных причин, в т.ч. неспособности
некоторых людей понять вопросы методик; мо жно
увидеть ярко выраженное деление на три группы
проживающих. Показательными в рамках данного
исследования буду т первые две:
Первая, составляющая примерно треть
получателей социальных услуг, являлись
приверженцами статусных и гедонистических
категорий жизненных смыслов представленных в
этой работе. Одними из основных черт, которых
были: недовольство, внешний локус контроля,
поиск примитивных удовольствий, обвинения и
жалобы.
Вторая, са мая малочи сленная, приверженцы
трансцендентальных, экзистенциальных смыслов,
самоценности жизни и её постижении. Одними из
основных черт, которых были: запрос на
человечность в общении, глубина диалогов,
«светлость» личности, искренний интерес к
другим, же лание помочь, радость и благодарность
каждому дню.
Третья группа, более многочисленная,
которую можно обозначить как смешанную или
промежуточную, не обладающую
вы шеперечисленными акцентами.
Говоря о содержании результатов
исследования в их практическом при менении
(были озвучены нами на VII Всероссийской
научно -практическ ой конференции по
экзистенциальной психологии [ Басов , 2019]),
отметим, что продуктивное осмыслен ие жизни
– это, в итоге, рождение понимания, что жизнь,
какой бы она ни была, не имеет ошибки. Т.е. такой
ретроперспективный взгляд, прорабатывающий
болезненные переживания, чувства вины и
осуждения, который распаковывает смыслы
приводящие к такому пониман ию.
Экзистенциальные и, в особенности, когнитивные
смыслы, показавшие взаимосвязь со счастьем,
способствуют такому осмыслению.
Гедонистические и статусные, напротив,
фиксируют человека на внешней атрибутике.
Например, если в позднем возрасте человек считае т
очень значимым социальные рейтинги, а сам их
достичь не смог, или потерял, то он как бы зави сает
в стороне от экзистенциальных задач, не
дотягиваясь до них; не понимая (не прикасаясь) к
красоте и глубине этого возрастного этапа.
2016 -2019 гг. нами разраб атывалось и
реализовывалось психологическое сопровождение
людей в период поздней взрослости, в ключающее в
себя программу групповых коррекционно -
развивающих занятий на базах: КГУ «Паратунск ий
дом -интернат для престарелых и инвалидов»
[Басов , 2016], Камчатск ая краевая библиотека
имени С.П. Крашенинникова (Университет
третьего возраста, курс коррекцио нно -
развивающих занятий «Новые горизонты
старости»), КГАУ «Комплексный центр
социального обслу живания населения
Петропавловск -Камчатского округа (отделение
дневно го пребывания, кризисное отделение
помощи женщинам «Надежда») [ Басов , 2017б; эл.
ресурс]. Пров еденное исследование позво лило
углубить и внести ряд корректив в практику
психологического сопровождения позднего
возраста.
Опорой для работы должна стать
экзисте нциальная психология и
эвденемологический подход, предполагающий не
погоню за счастьем, но пол учение ощущения
счастья, как продукта исполненности, распаковки и
реализации смыслов [см., нап ример Леонтьев ,
2007] и решения экзистенциальных задач. Погоня
за сч астьем как самоцель – тупиковый путь,
свидетельствующий о незрелости как личности, так
и самог о «продукта» (т.е. незрелости такого
счастья). Конечно, мы здесь не имеем в виду какой -
то одно значный и незыблемый приоритет именно
экзистенциальной психологии, и дёт речь о
внутреннем резонансе её постулатам и идеям (о
котором подробней будет сказано ниже) .
Ключевым, центральным, моментом в работе с
людьми в период поздней взрослости должна
находиться задача по осмыслению жизненного
пути («когда пожилой человек цел иком охватывает
прожитую жизнь, в которой произошедшие
события хоть и случились необратимо и и х нельзя
отыграть назад, но их интерпретация может
придать им необходимые значения и смыслы,
трансформируясь в «свое -другое» в сознании
субъекта» [ Басов , 2017г, с . 514]); к которой тем или
иным образом, так или иначе,неизбежно приходит
каждый человек (коне чно сознательно и конкретно
в такой формулировке она может и не ставится, но
постоянно вращающ аяся мысль(и) не дающая
покоя с вопросами «за что, зачем так, почему со
мной и т.п.» - так же является задачей на смысл).
Психологическая работа с людьми в период
поздней взрослости не должна замыкаться , либо
ставить приоритетом сохранение внешней
активности или когнитивных функций [ Сапогова ,
2013, с. 720]. Прежде всего, э то работа,
направленная на решение экзистенциальных задач
[Басов , 2017г] данного возрастного э тапа:
• осмысление жизненного пути, его
принятие («жизнь прожита не напрасно») и
самопринятие в реалиях позднего возраста;
• отказ от внешней экспансии и выход на
дух овные смыслы, поиск ответов на «большие»
вопросы (которые являются прерогативой позднего
возра ста);
• преодоление страха смерти смыслом,
принятие её как данности, умение сказать жизни
«прощай»;
• выход за пределы Эго к надчеловеческим
началам.
Необходимо подче ркнуть, что установка на
внешнее, в гипертрофированном виде пагубная в
любом возрасте, будет о собенно разрушительна в
период поздней взрослости, поскольку все задачи
этапа лежат преимущест венно во внутреннем мире
человека (ноэтическом измерении); что ещё р аз

American Scientific Journal № (2 9) / 2019 19

подчеркивает актуальность именно
экзистенциального подхода. Таким образом,
данный подход, у читывая столь глубинные задачи,
с необходимостью рассматривает данный этап
человеческого пути как период развития, в котором
угасание не является единственным пут ем
изменения [ Сапогова , 2013, с. 393].
Актуальными темами для работы в группе (и
затрагиваемым и, так или иначе, в индивидуальной
работе) мы полагаем:
• переосмысление стереотипных схем
восприятия старости и трансформацию
противостояния полюсов шкалы «молодос ть-
старость»;
• расширение смыслового горизонта, выход
на область духовных ценностей, обращение и
распаковка смыслов «простых» ценностей (воздух,
прикосновение, цветы и т.д.);
• проработка экзистенциальных данностей
(смерть, свобода, одиночество, бессмыленност ь);
• современные реалии позднего возраста
(квазизрелость, доминирование внешних
показателей, y oung-old -овость);
• эмоциональное выгорание и депрессия с
позиции экзистенциальной психологии.
В нашей практике мы прорабатываем тему
семьи, детско -родительские отно шения (их
влияние на жизненный путь, закладку сценария),
человек и личность (очень широкая тем а, в основе
которой лежат три измерения человека выделенных
В. Франклом [ Франкл , 2000], дуальность личности,
«два крыла жизни» А. Лэнгле [ Лэнгле , 2009; 2014]).
Да нные темы помогают понять экзистенциальную
логику жизни, осмыслить её и, в пределе, привести
к пониманию, что какой бы ни была моя жизнь, она
не имеет ошибок. Кроме того, подобная работа в
практике помогает преодолеть эйджисткие
стереотипы и клише [ Шахмато в, 1996], открывая
панорамный, холистический взгляд на жизнь.
Способность к осмыслению (обнару жение,
«распаковка» смыслов) мы склонны рассматривать
как главный инструмент в решении
экзистенциальных задач позднего возраста и,
следовательно, напрямую влияющи й (даже
определяющий) ощущение счастья. Так,
распространенная фиксация на какой -либо
жизненной ситуации (занимаемой к ней позиции)
будет означать неспособность обнаружить её
смысл(ы), кото рый «стучится» к человеку в форме
«заезженной пластинки» (внешне наб людаемом как
узость восприятия и отстаивании своей «святой»
правоты). Например, это могут быть : обида на
супруга(у), обвинение ребёнка, несправедливости
на работе и др. При слабой способно сти к
осмыслению человек фиксируется в порочном
круговороте таких мы слей приводящих к
негативным эмоциональным переживаниям, ещё
более сужающим восприятие и т.д. по цепочке
причина -следствие. В показательной аналогии это
будет задача собрать и повесить пос удный шкаф,
имея в распоряжении сломанную отвёртку.
Поэтому так важн о «починить» этот «инструмент»
и научить им пользоваться.
Отметим, что важность представляют н е
только (а иногда и не столько) тем ы встреч, но
соблюдение некоторых принципов (в том числе
честность -аутентичность, отказ от позиции
носителя истины в последней инстанции),
приверженность (внутренний резонанс) постулатам
экзистенциальной психологии и, ко нечно,
человечность. В нашей практике мы часто
сталкивались со случаями, когда получатель
социальных ус луг (выхолощенный с
психологической точки зрения т ермин) позднего
возраста просил не убираться в квартире, не
готовить, а просто пообщаться по -человеческ и,
побыть с ним. Вряд ли будет преувеличением
сказать, что это проблема современности –
нивелирование з начимости ноэтического
измерения(поэтически выраже нная строкой «Душа
голодает гораздо сильнее тела»), которая имеет,
кроме отмеченного, целый ряд последс твий [ Басов,
Басова , 2018], но это тема выходит за рамки
данного выступления.
В завершении остановимся подробнее над
упомянутыми «двумя крыльями жизни». Помогая
(идя рядом) в исполнении неизбежной задачи
осмысления жизни краеугольным камнем будет
проработк а обоих полюсов, как произошедших
событий, так и самой личности человека.
Поскольку отрицается именно « негативное», то,
что считается жизненной неудачей, провалом
(например, измена, предательство, «неправильная»
профессия) и именно по этому поводу человек
страдает, к этим точкам, или промежуткам
возвращается в мыслях и переживаниях; то здесь и
нужно быть ря дом при искренней встрече с ними
(событиями и «неу годными» сторонами себя),
оказать помощь в осмыслении, наполнении и
«распаковкой» смыслов такого ретрос пективного
постижения пройденного пути и себя самого (в том
объеме, к какому готов участник процесса).
Сказанное будет справедливо в отношении всех
основ ных направлений работы психолога:
индивидуальной и групповой коррекционно -
развивающей работе, консульта тивного и
профилактического направлений, а также, в
меньшей мере, диагностического.
Корни осмысления дуалистической природы
личности и устройства бытия в ыходят далеко за
пределы психологии как науки в мировые религии
и эзотерические изыскания (например, на полнение
широко известного символа Инь -Ян). Мы
полагаем, что обращение к данным пластам будет
благотвор ным при помощи в проработке
экзистенциальных задач периода поздней
взрослости и встрече с экзистенциальными
данностями (к смерти [Ялом , 2008] , как одной из
них, наве рное, и невозможно обернуться без
ресурса вариативности духовных поисков и взгляда
из ноэтического измерения).
Конечно, проводя столь серьезн ую, взаимно
обогащающую работу психологу необходимо
самому обладать опытом постижения
экзистенциальной исполненности, «распаковки»
смыслов жизненных событий (в первую очередь

20 American Scientific Journal № ( 29 ) / 20 19
болезненных), а также обладать некоторыми
ключевыми компетенциями [ Басов , 2017б, с. 47].

Ссылки на источники:
1. Басов И.А. Взаимосвязь смысла жизни и
субъективного благополучия в поздне м возрасте //
Психология. Историко -критические обзоры и
современные иссле дования. 2018. Т. 7. № 5А. С. 3 -
12.
2. Басов И.А. Взаимосвязь смысла жизни и
субъек тивного благополучия в пожилом возрасте
(результаты пилотажного исследования) //
Теоретическая и прикла дная психология: традиции
и перспективы: материалы X Всерос. Молодежной
науч. -практ. конф. / отв. ред. Е.А. Лушина;
Забайкал. гос. ун -т. – Чита: ЗабГУ, 2 017а. С. 10 -16.
3. Басов И.А. Взаимосвязь смысла жизни и
субъективного благополучия в позднем возрасте:
от результатов исследования к практике
психологического сопровождения // Седьмая
Всеросси йская научно -практическая конференция
по экзистенциальной психолог ии: Материалы
сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.Х. Фам. –
М.: Смысл, 2019. С. 124 -127.
4. Басов И.А. Основы прог раммы
психологического сопровождения проживания
престарелых и инвалидов в доме -интернате на
основе экзистенциального подхода //
Теоретическое и практические проблемы развития
современной науки: сборник материалов 11 -й
международной науч. -прак. к онф., (г.Махачкала,
31июля, 2016 г.) – Махачкала: ООО «Апробация»,
2016. С. 90 -93.
5. Басов И. А. Психологическое
сопровождение людей в позднем возрасте (на
примере программы психологического
сопровождения проживания престарелых и
инвалидов в доме -интернате н а основе
экзистенциального подхода): Учебно -
методическое пособие. / И. А. Басов – СПб.: НИЦ
АРТ, 2017б.
6. Басов И.А. Актуальность
экзистенциального подхода в психологическом
сопровождении пожилых людей //
EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал
соци альных наук). 2017в. № 1. – С. 369 -373.
7. Басов И. А. Экзистенциальные задачи
позднего возраста // EuropeanSocialScienceJournal
(Европейский журнал социаль ных наук). 2017г. №
10. – С. 508 -518.
8. Басов И.А., Басова М.В. Экзистенция и
смысл в практике дополнител ьного образования:
первые тезисы // Сборник статей студентов,
асп ирантов и профессорско -преподавательского
состава. По результатам XXIX Международной
нау чной конференции «Человекознание», 2018. С.
15 -17.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла:
природа, строение и динамика смысловой
реальности. 3 -е издание, дополне нное. М.: Смысл,
2007. – 513 с.
10. Лэнгле А. Дотянуться до жизни…
Экзистенциальный анализ депрессии: Пер . с нем. /
Предисловие А.С. Баранникова. – 3-е изд. – М.:
Генезис, 2014. – 128 с.
11. Лэнгле А. Что движет человеком?
Экзистенци ально -аналитическая теория эмоций.
М.: Генезис, 2009. – 235 с.
12. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная
психология взрослости. – М.: Смысл, 20 13. – 767 с.
13. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: ЭКСМО,
2000. – 368 с.
14. Шахматов Н. Ф. Психическое старение:
счастливое и болезненное. М.: Медицин а, 1996. –
303 с.
15. Ялом И. Д. Экзистенциальная
психотерапия. М.: Римис, 2008. – 608 с.
16. Программа психологического
сопровождения получателей социальных услуг
отделения дневного пребывания Комплексного
центра социального о бслуживания населения
Петропавловск -Камчатского городского округа на
основе экзистенциального подхода [Электронный
ресурс] // Информационно -образовательный
электронный журнал для работников социальной
сферы «СОННЭТ». – URL: http://son -
net.info/socialnye -innovacii -2018 -rezultaty -konkursa
(дата обращения: 23.03.2019)